holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Парфенон 7. Мрамор. Свет и цвет

Предыдущие посты - по тегу парфенон.

Материал в физическом смысле и материал в художественной интерпретации отличаются друг от друга. В крепиде пентилийский мрамор больше всего приближается к своему естественному состоянию. Но и в крепиде строительный материал был подвергнут художественному переосмыслению. Это выразилось в геометризации кусков мрамора в виде регулярных квадров. В силу этого в крепиде был достигнут синтез естественных свойств пентелийского мрамора и геометрической формы.

К этому надо добавить, что очертания квадров все носят криволинейный характер, что придаёт даже отдельному квадру скульптурность, набухание изнутри и родство с телом человека и животных.

Стволы колонн Парфенона представляют собой единственный элемент его конструкции, в котором отдельный квадр не играет композиционной роли. Ствол колонны представляет собой неделимое целое - "атом" в античном понимании. Греческие архитекторы сделали в Парфеноне всё возможное, чтобы скрыть от зрителя, что стволы колонн сложены из отдельных барабанов, которые по возможности точно притёсаны друг к другу. Стыки барабанов выполнены очень тщательно. Этому способствовала характерная притёска квадров только краями. Этой же цели служили каннелюры.


Вместе с тем, каннелюры всемерно утверждают верикализм колонн. Каннелюры окружают ствол колонны целым пучком вертикалей. Это вертикальные полосы каннелюр, взятых в целом; линии рёбер каннелюр, отделяющие их друг от друга; каждая каннелюра имеет ложащуюся в её жёлоб тень. Эта тень ещё больше умножает пучок вертикалей, т.к. каннелюра распадается на две вертикальные полосы - затенённую и освещённую, и к тому же образуется вертикальная линия границы между светлой и тёмной частями жёлоба. Весь этот многосоставной пучёк вертикалей окончательно стирает горизонтальные швы между барабанами и делает их совершенно незаметными.

Но это не единственное назначение каннелюр. Они наглядно выявляют объём ствола колонны благодаря тому, что тени, которые в них ложатся, имеют разную величину и форму в разных каннелюрах. Один и тот же ствол не имеет с этой точки зрения двух одинаковых каннелюр. Движение Солнца перемещает со временем тени, и колонны как бы меняют свой облик. "Движение в спокойствии"!

Каннелюры Парфенона имеют в плане форму, приближающуюся к полуокружности. Поэтому они глубоко внедряются в массу ствола и расчленяют его. Глубокий врез даёт вместе с тем более сочные и более широкие тени. Каннелюры ловят свет и окружают ствол колонны светотеневой дымкой. Таким образом, колонна представляет собой систему, аналогичную периптеральной композиции в целом. Часть и целое строится по сходному принципу.

В противоположность многим зданиям Ренессанса. например, палаццо Медичи во Флоренции XV века, в котором компактный наружный объём здания резко противопоставлен окружающему пространству, в Парфеноне пространство внедряется внутрь объёма через интерколумнии. В силу этого образуется взимопроникновение массива здания и окружающего пространства. Если пространство вливается внутрь здания, то и наружный объём при посредстве колонн входит в окружающее пространство, как бы растворяясь в нём.

Каннелированная колонна также растворяет наружную поверхность ствола: окружающее пространство внедряется в массив ствола, а рёбра между каннелюрами выступают во все стороны и входят в окружающее пространство.

Чередование светлого и тёмного - освещённых стволов колонн и тёмных интерколумниев в периптере и освещённых и затенённых частей каннелированной колонны - создаёт впечатление, что периптер в целом и каждый ствол его колонн имеет окутанную светотенью поверхность.

Создаваемая каннелюрами светотень имеет большое значение для интерпретации материала, из которого сделаны колонны. В них достигнуто единство естественных свойств мрамора и светотени (вспомним, в крепиде - это единство материала и геометричности). Это различие усиливает диалектическую противоположность крепиды и колонн.

Оформление третьего звена композиции Парфенона очень существенно отличается от рассмотренных выше. Архитрав оставался гладким, а фриз и фронтон были раскрашены. Триглифы - синие, фон метоп - красный, тении (небольшие полочки, завершающие архитрав дорического ордера) - тёмно-красные. Ярко раскрашены в простые условные тона были также и скульптуры метоп. Раскрашены были также и фронтоны, как их фон, так и размещённые в них скульптуры.

Известо, что греки раскрашивали скульптуру. Зрачки глаз не были очерчены средствами скульптуры, они были показаны краской. Так же, краской, изображались концы завитков волос. Естественно, возникает вопрос, почему окраске в Парфеноне были подвергнуты только некоторые части - фриз и фронтон? Это объясняется тем, что эти части расположены на большой высоте, далеко от стоящего на земле зрителя. Для того, чтобы можно было хорошо рассмотреть так высоко расположенные элементы, и было применено дополнительное средство в виде окраски. В особенности скульптурные композиции , расположенные высоко, требовали выделения отдельных фигур и их частей. Этого требовала и густая тень, часто ложащаяся на фриз от сильно выступающего карниза. А вот нерасчленённый и не имеющий фигурных изображений архитрав остался совершенно без окраски.

Если крепида - это синтез естественных свойств мрамора и геометричности, колонны - свойств мрамора и светотени, то антаблемент - синтез свойств мрамора и цвета.

Не следует только представлять себе окраску мрамора Парфенона вроде той сплошной густой масляной краски, которой в наше время нередко покрывают каменные архитектурные формы. Окраска петелийского мрамора была энкаустической. Квадры камня, подлежащие окраске, покрывали тонкими пластинками окрашенного воска и выставляли их на солнце. Квадр нагревался и впитывал в себя растаявший воск. В силу прозрачности верхнего слоя петелийского мрамора окрашенный квадр сохранял свою фактуру, свою прозрачную поверхность и вместе с тем принимал тот или иной цвет. Так достигался синтез естественных свойств пентелийского мрамора и цвета.

Tags: архитектура, искусство, история, парфенон
Subscribe

  • Улыбнёмся?

    — Изя, два миллиона ливанцев вышли на протест против коррупции. Как ты думаешь, возможно такое в России? — Сёма, подумай сам, ну откуда…

  • На Марсе

    НАСА отправило первых колонистов на Марс. Командир смотрит на анализатор воздуха и радостно говорит: - Тут же полно кислорода! Вполне хватит для…

  • Не печалься и не хмурь бровей

    На судебное заседание по делу Навального прибыли представители посольств США, Канады, Великобритании, Германии, Польши, Литвы, Латвии, Дании,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments