holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Парфенон 6. Композиция

Предыдущие посты - по тегу парфенон.

Все три назначения Парфенона - хранилище ценностей, храм и памятник победы и величия государства - обусловили в его композиции массивного наружного объёма.

Парфенон занимает промежуточное место между архитектурой древневосточных деспотий и зодчеством Европы позднейшего времени.

В архитектуре древневосточных деспотий объём господствует над окружающим пространством. Таковы зиккураты Месопотамии и пирамиды Египта. В Византийском зодчестве, романской архитектуре и готике внутреннее пространство постепенно всё больше освобождается от тяжёлой оболочки, характерной для римского Пантеона.

Парфенон был в этом аспекте продолжением древневосточной архитектуры объёма. Но в нём объём трактован коренным образом отлично. Благодаря этому классическая греческая архитектура стала в отношении трактовки наружной массы праобразом зодчества Европы последующих веков.

Отличие Парфенона состоит в том, что наружная масса его расчленена.

Нерасчленённые массивы в архитектуре Египта взывают к человеческим эмоциям и рассчитаны на то, чтобы оказывать сильнейшее воздействие на воображение и чувства. С этим связаны огромные размеры восточных зданий "количественного" стиля. Они подавляют и вселяют страх - такое могло быть создано только божественными силами, над которыми человек не властен и которые повергали его в священный ужас.

Основным достижением греческой культуры было пробуждение начала разумности. Именно этим она заложила основу всего дальнейшего развития человечества вплоть до наших дней. В "Анигоне" Софокл говорит: "Бессмертные даруют людям разум, а он на свете - высшее из благ".

Расчленение наружного объёма Парфенона достигается с помощью окружающей здание колоннады. Она выделяет здание среди жилой застройки города и выражает вовне его значение как хранилища казны, храма и памятника. Вместе с тем колоннада переносит главный акцент композиции на внешний облик постройки и рассчитана на восприятие окружающей храм массы народа.

Взаимоотношение трёх основных элементов, из которых состоит наружный объём Парфенона - крепиды, колонн и перекрытия - строится на выявлении их противоположностей и на конечном их примирении. Особенно силён контраст крепиды и колонн.

Крепида является как бы выровненной и геометризованной поверхностью земли. Она всемерно пассивна и построена в тесном взаимоотношении с земной поверхностью; она как бы расплылась по земле и составляет часть массы земли. Крепида представляет собой поверхность скалы, которая геометризована, рационализирована, ей придана архитектурная форма. Ступени крепиды в особенности отличают её от естественного скалистого холма. Вместе с тем перед северо-западным углом Парферона высечено в скале несколько дополнительных ступенек. Они как бы показывают, что ступени зарождаются ещё в порядке, в скале, глубоко под крепидой, и выявляют связь крепиды с холмом, на котором воздвигнут Парфенон.

Пасивный характер крепиды наглядно выражен в том, что её ступени многократно повторяют горизонтальную протяжённость всей площадки акрополя и пейзажа. Общая распластанность усиливается тем, что с площадки акрополя видно море. Одновременно с этим крепида контрастирует со скалой акрополя, т.к. три её ступени выражают известное отделение от скалы и ей противопоставлены.

В архитектуре дорического храма, и Парфенона в особенности, очень большую композиционную роль играет контраст между горизонтальной крепидой и отталкивающимися от неё вертикальными колоннами. С этой точки зрения легко оценить характернейшую особенность дорического храма, заключающуюся в отсуствии базы колонны. Ведь база ионических колонн смягчает контраст колонн и крепиды, образуя мягкий переход между ними и связывая их между собой.

В Парфеноне этот контраст носит характер трагического столкновения. Вся колонна вертикальна. Вертикальность подчёркивается множеством каннелюр, которые смотрятся как многократный отголосок колонны. Вертикальное движение вверх значительно усиленно тем, что колонна расчленена на ствол и капитель (буквально "голова"). Капитель воспринимается как цель движения вверх сужающегося ствола. Контраст усиливается тем, что крепида более геометрична, а ствол колонны выглядит более органичным, т.к. энтазис придаёт ему характер скульптурного набухания изнутри.

Перекрытие, которое несут колонны, трактовано как элемент, снимающий противоположность крепиды и колонн, как синтез противоположных начал. Масса антаблемента перекликается с крепидой и подчинена пассивной горизонтальной протяжённости.  А триглифный фриз перекликается с колоннадой. Однако вертикальные триглифы подчинены общему горизонтальному массиву антаблемента .

Особенно важны наклонные линии фронтонов здания. Это обыкновенная двускатная крыша. Но скаты кровли использованы архитекторами в качестве выразительных наклонных линий, синтезирующих противоположность вертикалей и горизонталей, выражающих их примирение и прекрасно завершающих наружный объём здания.

Расчленение наружного объёма Парфенона - это частный случай диалектического мышления, характерного для греческой культуры V в. до н.э. Гераклит первым высказал мысль о том, что везде в мире противоположные начала существуют рядом друг с другом, хотя они друг друга и исключают. Греческая философия утверждала, что борьба, которая представляет собой одновременно любовь и ненависть, является матерью всех вещей. Вместе с тем, противоречия снимаются и примиряются. С этим было связано преобладание числа три. Так, драматическое представление состояло из трёх частей. В дорическом храме тройное деление проведено очень последовательно. Антаблемент расчленён на три элемента, крепида имеет три ступени и т.д.

Диалектическая структура мира сочетается с общей гармонией вселенной. Ещё афинский мудрец и реформатор Солон (VIв. до н.э.) сформулировал своё знаменитое "ничего слишком".
Tags: архитектура, искусство, история, парфенон
Subscribe

  • Маска, я вас, кажется, знаю...

    В этот раз снегурочки заМАСКИрованные.

  • С новым, ЖЖ!

  • Чудо

    Оно пробралось в дом сквозь неосторожно открытую форточку. Шлёпнулось на пол, отряхнуло снег с тоненьких ножек, деловито осмотрелось по сторонам.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments