holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Парфенон 3. Расцвет культуры.

Предыдущие посты - по тегу парфенон.

"Для отдыха духа от работы мы ввели многочисленные мероприятия, частично праздничные игрища и жертвоприношения, которые мы празднуем в течение целого года, отчасти художественные частные мероприятия, которым мы радуемся изо дня в день, и таким образом мы изгоняем уныние." (Перикл)

Для удивительной целостности классического греческого восприятия мира особенно характерно понятие "космос", обозначавшее одновременно вселенную, порядок и красоту.

Афинское государство поставило искусство в центре народной жизни. В Афинах в течение года было до шестидесяти государственных праздников. Выдающимися среди них были Дионисии и Ленеи. В них включались пляски, драматические представления, дифирамбические хоры, костюмированные процессии. Было распространено пение под аккомпанимент кифары или флейты.

Особенно блестящими были Большие Панафинеи, праздновавшиеся раз в четыре года. Празднество включало парад всадников, соревнования в беге, борьбе, кулачном бое, вождении морских судов, беге в темноте с факелами, состязания на колесницах, пение и танцы, декламацию рапсодов из старинного эпоса, который составлял основу классического греческого образования. Завершением и кульминацией празднества была торжественная народная процессия, поднимавшаяся на акрополь для поднесения богатой золототканной одежды покровительнице города - богине Афине. Эту одежду, изготовленную афинскими девушками, надевали на старинную деревянную статую Афины.

Огромную роль в греческой жизни играл дух соревнования, стремление превзойти соперника и таким образом достичь высшего возможного совершенства во всех областях. Наиболее характерной формой спортивных соревнований были Олимпийские игры, имевшие такое большое значение, что по ним греки вели летосчисление. На период Олимпийских игр временно прекращались войны между греческими городами-государствами.


В Афинах особенно популярными были конкурсы драматических представлений, в первую очередь трагедий и состязания лирических поэтов.

О том, насколько большое значение в Афинах придавали состязаниям драматургов, свидетельствует, например, то обстоятельство, что после постановки "Антигоны" её автор Софокл был избран стратегом (одна из высших должностей в Афинском государстве).

Однако обычно награды на художественных соревнованиях не представляли материальной ценности: чаще всего это был просто лавровый венок. Зато велика была слава того, кто завоёвывал эти лавры. В некоторых особенно выдающихся случаях победители удостаивались высшей награды - они получали право жить и питаться в на государственный счёт в пританее (общественное городское здание).

Призы на праздниках присуждали выборные судьи из рядовых граждан города.

В Афинах не было профессиональных актёров. Играли, пели и танцевали простые граждане самых разных званий и специальностей. Это были, в основном, мелкие предприниматели, виноделы, лавочники, разносчики, ремесленники, матросы и т.п. Граждане города не только готовили дифирамбы, массовые хоровые песни, но изготовляли также костюмы, маски, декорации и даже театральные машины. Если при небольшом (по нашим меркам) населении Афин ежегодно выступало до двух тысяч человек, а на театральных постановках присуствовало сразу примерно тридцать тысяч зрителей, то можно сделать вывод о ярко выраженном народном характере афинских празднеств. А это было возможно благодаря широкому и глубокому художественному образованию афинского народа.

Простые граждане могли свободно обмениваться мнениями по музыкальным и литературным вопросам, они умели воспринимать искусство и обладали для этого необходимой подготовкой.

Позднее, в период блестящего расцвета города, в Афины устремились со всех концов греческого мира философы, учёные, художники, поэты...

Вместе с тем, и менно в эпоху Перикла, пробуждается интерес к теоретическим обобщениям, к науке. В Афинах появляются кружки людей, интересующихся наукой и стремящихся осознать окружающее. Вокруг самого Перикла и его возлюбленной и будущей жены Аспазии группировались учёные и художники, например, софист Протагор и скульптор Фидий. Постепенно крепнет убеждение в том, что в каждой области нужна научная или основывающаяся на науке подготовка.

Господствующими идеями в эпоху Перикла была вера в божественный космический порядок, с чем была связана вера в государство и святость моральных устоев. Вера в богов и вера в государство были тесно связаны друг с другом. В Афинах старались всемерно сохранять честность граждан, оберегать право и безусловно проводить подчинение отдельного гражданина государству. Наверное, нам есть чему у них поучиться!

Афиняне считали, что всё, чего они достигли, было ими сделано с помощью богов и героев (полубогов). Над человеком, по их представлениям, господствуют многочисленные силы. Но высшим проявлением для человека считалось проявление личности, когда человек создавал что-либо собственными силами.
Tags: архитектура, искусство, история, парфенон
Subscribe

  • Харьков выстоял

    «Спасибо за высокую оценку моей ... работы. Обязуюсь и впредь работать и служить Украине так, чтоб быть максимально неудобным…

  • Фунция "Правды" - борьба с правдой

    Никакая власть, никакое правление не может устоять противу всеразрушительного действия типографического снаряда. А.С.Пушкин Был у меня…

  • Люди разные, почерк один

    Опубликована расшифровка аудиозаписи, сделанной в апреле 2012 года в офисе главы Комитета госбезопасности Беларуси в 2008-2012 годах Вадима…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments