Чтобы разобраться в этом феномене, необходимо обратиться к истории, потому что любое художественное произведение не может рассматриваться статично, в отрыве от эпохи создания.
В VI в. до н.э. в соседстве с разрознёнными греческими городами-государствами возникло Песидское царство - самая мощная из древневосточных деспотий.В неё входили Лидия, Иония, Вавилон, Финикия, Сирия, Аравия, Палестина, часть Закавказья и Средней Азии, часть Индии, Фракия и Македония, Египет. Следующим лакомым куском были греческие государства Балканского полуострова. Они казались лёгкой добычей.
Но персы столкнулись в Греции с другой культурой, которая выдержала их натиск и сумела отстоять свою независимость. По свидетельству Геродота, любовь к свободе отличала греков от других народов, и это дало им силы отстоять себя от персов. Основным отличием был характер применения рабского труда. В Песии рабы принадлежали преимущественно государству, а в Греции была частная собственность на рабов. Это открывало огромные возможности для проявления личной инициативы отдельных граждан, что оказало существенное влияние на сложение нового типа человека. (Не будем забывать, что в те времена раб был орудим производства, и современная мораль не может быть применима к тому времени.) Греческая система рабовладения представляла собой следующий этап развития производственных отношений, уйдя вперёд от системы восточных деспотий.
Столкновение между Персией и Грецией было неминуемо. Богатая материковая Греция была для персов не только лакомой добычей. Греция была зарождающейся силой, представлявшей для персов опасность, что впоследствии подтвердилось при завоевании Персии Александром Македонским. Существовала для персов и опасность внутреннего разложения греческой культурой, распространение которой грозило подорвать основные устои восточной деспотии. Особенно существенным был антагонизм двух культур, двух взимно противоположных мировоззрений - борьба идей. (Воистинно, ничто не ново под Луной!)
В 480 г. до н.э. Ксеркс с огромной армией двинулся на Грецию. Эта война явилась важнейшим поворотным пунктом в истории Греции и в развитии греческой культуры. Классическая греческая культура сложилась после персидских войн.
Геродот рассматривает персидские войны как эпизод в цепи вековых столкновений Европы и Азии. Общая идея борьбы Запада и Востока уже тогда внедрилась в сознание греческого общества. Песидские войны были переломным моментом в развитии рабовладельческого общества, моментом победы античного этапа рабовладельческого строя над более ранним этапом его развития, характеризуемым укладом древневосточных деспотий.
Сияли зори людям - и до нас!
Текли дугою звёзды - и до нас!
Омар Хайям
Морское сражение при Саламине сыграло особенно важную роль в победе греков над персами. Накануне этого сражения (480 г. до н.э.) положение греков было критическим. Вся страна была захвачена врагом. Афины, как и другие города, были заняты и разграблены. Здания на акрополе были разрушены, статуи повержены на землю. Население Афин и Аттики было эвакуировано. Все мужчины находились на военных кораблях, сосредоточенных около острова Саламина. Нужно было решиться на морское сражение. Исход битвы должен был иметь решающее значение для всего развития человеческой культуры. Он оказал огромное влияние на дальнейшие судьбы человечества.
Разгром персидского флота при Саламине был поворотным пунктом в ходе греко-персидских войн. Победа греков в сухопутном сражении при Платеях в 479 г. до н.э. окончательно решила исход войны. Лавина персидского войска откатилась обратно в Азию.
В победе над персами решающая роль принадлежала Афинам, потому что они были наиболее прогрессивным демократическим рабовладельческим городом-государством с развитой торговлей и промышленностью, господствовавшим на море.
Демократическое самоуправление открывало широкую дорогу для роста общественного самосознания афинян и способствовало повышению боеспособности афинского войска.