holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Майор Ц.Л. Куников (1)

   Сегодня только старшее поколение помнит о том шуме, который был поднят по поводу Малой земли и "выдающейся" роли Брежнева в разгроме фашисткой Германии, и давно уже забыта  написанная якобы им книга "Малая земля".
   Но эти события заслуживают внимания, хотя это был всего лишь один из многих  эпизодов войны. Приближается день Победы, и мне захотелось рассказать о действительном герое этой эпопеи - майоре Цезаре Львовиче Куникове. С небольшими сокращениями я привожу текст В. Анзина.

Напомним, речь в «Малой земле» шла о Новороссийской эпопее, которая была составной частью битвы за Кавказ (1942-1943 гг.). Как раз там проходил боевой путь Брежнева, где он занимал должность начальника политотдела 18-й армии. А «Малой землей» (скажем это для молодежи, которая в немалой своей части имеет очень поверхностное представление как о событиях Великой Отечественной войны, так и о ее героях) был назван захваченный морским десантом плацдарм под Новороссийском, на котором наши воины держались в течение семи месяцев, проявляя поистине массовый героизм. Выбить их оттуда немцы так и не смогли, несмотря на то что бросили на плацдарм огромные силы и имели преимущества во всех отношениях. «Малая земля» просуществовала до момента, когда началось наступление наших войск, и сыграла при этом важную роль.

Майор Цезарь Куников был командиром десантного отряда морской пехоты первого броска, который как раз и захватывал плацдарм. Впоследствии там же и погиб. В книге «Малая земля» Куников был одним из главных героев - ну, конечно, лишь на фоне гигантской личности самого Леонида Ильича! То есть в данном политическом заказе, каковым, собственно, и являлась эта брошюра, Куникову изначально отводилась скромная роль героя, лишь подчеркивающего весь гений представителя «руководящей и направляющей»... И нет ничего удивительного, что о нем было сказано в общем-то немного и при этом достаточно поверхностно.

Но время все расставляет по своим местам. Никто сегодня даже не вспоминает брежневскую трилогию, пылящуюся в архивах... Но имя Куникова как было святым на новороссийской земле еще до выхода «исторической» брошюры, так и остается таковым. Начнем с того, что не брошюра «Малая земля» сделала Цезаря Львовича известным. Он стал легендой в морской пехоте еще при жизни, короткой и яркой своей жизни. Его имя гремело на весь флот.

Это был человек необыкновенный, яркий, в чем-то даже феноменальный. Мужество и отвага сочетались в нем с невероятной находчивостью, смекалкой, умением взять в руки в бою инициативу и навязать противнику свою волю, выполнить неимоверно сложную задачу, вернуться со своим отрядом из тылов врага, произведя там большой фейерверк и не потеряв людей, «схлестнуться» с противником, в десятки (!) раз превосходящим его силы, и выдержать такой бой - все это, как и многое другое, делало

Куникова живой легендой в глазах морских пехотинцев.

Давайте же посмотрим, каким он был - командир отряда морской пехоты Цезарь Львович Куников, погибший на «Малой земле» тридцати четырех лет от роду. Надо сказать, автору этих строк не удалось найти подробного описания его боевой биографии в полном объеме. Потому и родилась мысль собрать разные документальные материалы, свидетельства очевидцев, чтобы восстановить боевой путь Героя в хронологическом порядке, отразить неизвестные для широкой аудитории факты.

«БЕГЛЕЦЫ ОТ «БРОНИ»

Один из феноменов личности будущего мастера нестандартных тактических ходов состоял в том, что он не имел военного образования. Сам Цезарь Львович по этому поводу потом шутил: «Боевые действия - вот мои университеты». До войны он являлся начальником технического управления Наркомата машиностроения СССР и директором Центрального научно-исследовательского института технологии машиностроения. В это время ему было тридцать два года. Что интересно, он был в одном лице и техническим специалистом, и журналистом - редактировал одну из центральных газет - «Машиностроение» и журнал «Машиностроитель».

Казалось, судьба готовит ему великолепную карьеру на техническом поприще. Но тут началась Великая Отечественная война. Цезарю Львовичу предлагают должность ни много ни мало - заместителя наркома боеприпасов СССР (по современной терминологии это уровень заместителя министра). Более того, шел спор двух наркомов - по боеприпасам и по вооружению, чтобы оставить у себя Куникова. То есть ему «светили» вышестоящие должности в двух министерствах.

Но Куников... отказался от столь высоких постов, прямо заявив руководству страны: «Пойду на фронт».

В этом поступке - весь его характер. Мало того, что отказался от руководящей должности, от «брони», но ведь еще и тем самым проявил «непослушание»! Напомним, времена были суровые. Решения вышестоящего руководства не обсуждались. Если партия говорила «надо», тем более в военное время, нужно было отвечать «есть». Иначе итог мог быть предсказуемым... Но Цезарь Куников стал исключением - ему пошли навстречу. Теперь трудно сказать, что и как - выходит, убедил!

На воинском учете Куников числился всего лишь старшим политруком запаса, несмотря на занимаемые высокие должности. В этом звании уже в сентябре 1941 года и оказался в действующей армии - на Западном фронте, под Москвой. Там возглавил 14-й отряд водных заграждений.

О, это был очень интересный отряд! Он состоял сплошь из таких же, как и сам Цезарь, «беглецов от «брони» - добровольцев с московских предприятий - инженерно-технических работников, сумевших напроситься на фронт, несмотря на то что их должны были оставить на производстве.

Кипучая натура Куникова требует действия, инженерная рационализаторская жилка подсказывает - действие должно быть толковым! Со своими друзьями В. Богословским и В. Никитиным он организует группу добровольцев, мобилизует в подмосковных спортивных клубах легкие катера, вооружает их авиационными пулеметами ШКАС калибра 7,62 мм и станковыми пулеметами. А также усилил отряд 15 ротными минометами. На катера их установить не успели, так как для этого нужно было серьезно усилить корму (катера-полуглиссеры марок НКЛ и ЗИС были все с деревянными корпусами), а времени уже для этого не оставалось.

Новоявленные диверсанты начинают «шерстить» вражеские тылы всюду, куда можно проникнуть по рекам и озерам. Попутно они проводят разведку. Но под Москвой довелось повоевать таким образом недолго - реки по мере приближения зимы начали замерзать. И тогда Куников обращается к вышестоящему командованию с просьбой направить подчиненный ему отряд на Южный фронт, где еще можно использовать катера. Эту просьбу удовлетворяют.

НАЛЕТЫ НА КАТЕРАХ

Так получилось, что Цезарь Куников теперь уже возглавил отряд моряков-добровольцев. Костяк по-прежнему составляли те, с кем он успел повоевать в Подмосковье, но по дороге из Москвы к ним присоединилась группа моряков из расформированной Пинской речной флотилии. Так они и прибыли на Азовскую военную флотилию вместе с семью катерами, погруженными на грузовики с прицепами, а также с 15 минометами. Здесь их включили в состав Отдельного донского отряда. Куниковцы начинают совершать рейды на катерах по немецким тылам, примыкавшим к рекам.

В районе станции Синявская железная дорога Таганрог-Ростов-на-Дону ближе всего подходит к плавням. Чтобы нарушить движение на этой важнейшей коммуникации войск противника, наступавших на ростовском направлении, моряки совместно с партизанами не раз наносили внезапные удары в этом месте. Так, 16 ноября 1941 года 14-й отряд водных заграждений снова появился в Синявской. Диверсия и на этот раз готовилась с помощью партизан. Куников провел тщательную разведку путей подхода и отхода, наблюдал за действиями противника в этом районе, определил места расположения его огневых точек.

Катера, маскируясь в высоких камышах, еще засветло скрытно подошли к станции и заняли исходные позиции. Партизанские разведчики уточнили нахождение эшелонов с техникой. В полночь по сигналу красной ракеты на гитлеровцев обрушился шквал огня. Целеуказания корректировались трассирующими очередями с катера Куникова. Затем взвилась зеленая ракета - и разом наступила тишина, только полыхали вагоны на путях. Гитлеровцы опомнились и открыли беспорядочную стрельбу, когда куниковцы уже отошли, не потеряв ни одного человека.

ДИВЕРСАНТЫ-«КОНЬКОБЕЖЦЫ», ИЛИ КАКОЙ РУССКИЙ НЕ ЛЮБИТ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ!

Но воевать на катерах долго не пришлось - на Азовском море поздней осенью 1941 года начался ранний ледостав из-за внезапно ударивших сильных морозов, льдом стали покрываться и реки. Как теперь проводить рейды по тылам? Пешком - это слишком долго и неэффективно. И тогда Цезарь Львович придумал совершенно оригинальный способ (как говорится, все гениальное просто) - использовать для рейдовых операций коньки! Их собирали по всем окрестностям с помощью местной молодежи. А для транспортировки пулеметов и минометов решено было использовать санные упряжки, в которые опять же впрягались «конькобежцы».

И дело, как говорится, пошло! Теперь бойцы отряда могли передвигаться по льду Таганрогского залива Азовского моря в достаточно высоком темпе (благо, научить кататься на коньках даже тех, кто не умел этого делать, особого труда не составило). Когда войска Южного фронта в ноябре - декабре 1941 года проводили Ростовскую наступательную операцию, куниковцы, используя данный способ передвижения, в самое сжатое время выходили через Таганрогский залив в тылы отступающих гитлеровских частей и производили внезапные налеты, потом возвращались назад. Надо сказать, сводный отряд Куникова к тому времени представлял собой уже значительную силу, насчитывая порядка 300 моряков-добровольцев. Источники свидетельствуют, что куниковские рейды были очень эффективными (однако подробного описания, к сожалению, не приводится). Уже сам факт того, что диверсионный отряд успешно действовал на коньках, с санными упряжками заслуживает особого внимания и в наши дни - как абсолютно нестандартный пример из боевого опыта (к сожалению, забытого).

Моряков сопровождали подвижные береговые батареи, а с воздуха их прикрывали самолеты авиационной группы Азовской военной флотилии. За полмесяца наступления подчиненные Куникова во взаимодействии с кораблями флотилии и авиацией уничтожили 1.500 гитлеровцев, 20 танков, более 300 автомашин. Когда линия фронта западнее Ростова стабилизировалась, перед нашими частями, дислоцировавшимися на южном берегу Таганрогского залива, в число которых входил и сводный отряд Цезаря Львовича, ставилась задача не только оборонять свое побережье, но и наносить врагу удары, не давать ему покоя ни днем ни ночью. То есть вести активную оборону.

Условия, в которых куниковцы выполняли рейды по тылам на коньках, были тяжелыми: зима выдалась суровая, а переход по льду морского залива только в одну сторону составлял более 30 километров. С учетом этого рейдирующие отряды состояли исключительно из добровольцев - самых выносливых, умелых и надежных. Воины надевали белые маскхалаты, лица покрывали жиром, чтобы предохранить их от обморожения. Действовали только в темное время суток. Моряки-диверсанты бесшумно снимали дозоры противника, уничтожали огневые точки, громили немецкие комендатуры и радиостанции. С наступлением рассвета, прикрывшись туманом и дымовыми завесами, отряды преодолевали многокилометровый обратный путь и возвращались в свое расположение.

Систематические вылазки в тылы гитлеровцев совершались вплоть до начала проведения немцами и их сателлитами по фашистскому блоку в конце июля 1942 года операции по захвату Кавказа под кодовым названием «Эдельвейс».

Tags: история, люди
Subscribe

  • Индейцы - не японцы

    В данный момент многие археологи склоняются к тому, что первые люди мигрировали на территорию Северной Америки из Японии около 15 тыс лет назад.…

  • Вино на радость нам дано.

    Гора, вина хлебнув, и та пошла бы в пляс. Глупец, кто для вина лишь клевету припас. Ты говоришь, что мы должны вина цураться? Вздор! Это дивный…

  • Ай да Пушкин!

    Я люблю вас, но живого, а не мумию. Навели хрестоматийный глянец. Вы по-моему при жизни - думаю - тоже бушевали. Африканец! В.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments