Есть такие амазонки -
Просто чёрт меня возьми!
Юлий Ким
Древние греки рассказывали , что был такой народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. По легенде амазонки произошли от бога войны Ареса и нимфы согласия и счастливого брака Гармонии. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам, из девочек воспитывали новых амазонок.
Считается, что название «амазонки» происходит от др.-греч. ἀμαζός и толкуется как «безгрудая» не буквально, а в переносном смысле: это означает их отличие от других женщин. Но есть и другой вариант: в черкесском языке (а амазонки жили и на севере Кавказа) есть слово "маза" - луна, главное божество горцев этих краёв.
Католический миссионер Арканджело Ламберти, находившийся в 1630–1650-х годах в Мингрелии, в труде « Описание Колхиды» сообщает: « когда я жил в Колхиде, пришло к владетелю известие, что какие-то народы в большом числе выступили из своей родной страны и образовали три войска; самое большое войско пошло на Московское царство, а другие направились на Кавказ, чтобы напасть на сванов и карачаевцев. Но со всех этих мест они были отброшены назад с большим уроном, и когда тамошние жители раздели убитых, то в их числе они нашли много женщин.
В подтверждение этого Дадиану как раз принесли оттуда несколько штук оружия, которое носили эти женщины. Оно доставило владетелю весьма большое удовольствие, и у него возникло сильное желание, чтобы хоть одна из этих женщин попалась в его руки. Поэтому владетель обещал большие подарки сванам и карачаевцам, если в случае вторичного нападения одну из них они поймают и живой приведут к нему: уж очень сильно он желал увидеть, как это женщина сражается с его подданными.
... Оружие, которое принесли владетелю, было очень красивое и сделано с изысканным изяществом женских рук. ... Вот все, что в этой стране я видел и слышал про этих воинственных женщин, которые, как мне передавали, обыкновенно воюют с татарами, называемыми калмуками».
Гомер упоминал о войнах с амазонками. Ипполита (по другим рассказам, Антиопа), царица племени, была убита Гераклом, получившим от Еврисфея поручение отнять у неё пояс (о нём чуть позже). Во время этого похода Тесей расположил к себе Антиопу, следствием чего было вторжение амазонок в Аттику. В «Жизнеописаниях» Плутарх рассказывал о том, как амазонки, переправившись по льду через Боспор Киммерийский, двинулись на Аттику. После неудачной четырёхмесячной войны племя возвратилось на родину.
Под началом королевы Пентесилеи амазонки выступали против греков, вместе с царём Приамом они защищали Трою. В позднейших сказаниях упоминается о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Македонского.
Упоминаются амазонки и в "Повести временных лет":
…Амазоняни же мужа не имуть, акы скотъ бесловесный, но единою лѣтом к вешнимъ днемъ озѣмьствени будуть и съчитаются съ окрѣстныхъ <…> мужи, яко нѣкоторое имъ торжество и велико празднество время тѣ мнять. От нихъ заченшим въ чревѣ, и пакы разбѣгнутся отсюду вси. Въ время же хотящимъ родити, аще родится отроча — погубять и́, аще ли дѣвическъ полъ, то въздоять и прилѣжьно и въспитают.
В легендах упоминается о страшном оружии амазонок - стальной гибкой сабле, которую они носили на поясе, но для врагов отождествляемой с поясом, мгновенно преображающимся – выхватываемым и тут же безжалостно разящим. От сабли этой, называемой адыгами « и залэр маеу» , что переводится как «большая сила в малом», трудно было защититься. Вероятнее всего, именно это оружие великий историк Геродот назвал « поясом царицы амазонок Ипполиты – даром бога войны Ареса». И понятно, почему Еврисфей хотел, чтобы Геракл добыл "пояс" - ведь у греков тогда было бронзовое оружие.
В октябре 1994 года журнал Нэйшенел Джиографик был посвящен теме мумии, найденной экспедицией Института Археологии России под руководством Наталии Полосмак в горах Алтая. Это был район обитания индоевропейских племен иранской племенной группы, к которым относились скифы и сарматы. Эта мумия принадлежала женщине, тело которой было украшено военной татуировкой (Геродот рассказывал, что амазонки отмечали таким способом победу над врагом). Причем она была похоронена вместе со всем своим вооружением, по обряду воина. С тех пор еще семь могил женщин с полным военным вооружением было раскопано вблизи города Покровка, периодом от 600 до 200 г. до н. э. Более того, в Англии, в могилах сарматов, которые служили наемниками в римской армии, были найдены такие же свидетельства.
Единственными прямыми потомками скифов и сарматов сегодня являются осетины - остаток этих когда-то могучих племен, осевших на северном и южном Кавказе задолго до н. э. На рисунке слева изображена амазонка с греческого сосуда. Справа - молодая осетинка в традиционной одежде того времени, когда обычай запрещал девушке выходить замуж, прежде чем она не убьет мужчину вражеского рода.
Я сомневаюсь, что был такой народ. Но нимало не сомневаюсь, что женщины участвовали в войнах, ведь есть многочисленные упоминания о том, что среди убитых врагов обнаруживали тела женщин.
А совсем недавно по историческим меркам - в XIX веке - четверть армии африканского государства Дагомея (сейчас Бенин) состояла из женщин, которые доставляли много неприятностей и вселяли страх в воюющих с ними французов. которые называли их амзонками.
Девушек набирали (и давали им оружие) начиная всего с восьми лет от роду. С самого начала амазонок учили быть сильными, быстрыми, безжалостными и способными выдерживать большую боль. Упражнения, которые напоминали некую разновидность гимнастики, включали прыжки через стены, покрытые колючими ветвями акации. Также в подготовку входили экспедиции в джунгли без снаряжения, с одним мачете, которые длились по 10 дней.
Женщинам не разрешалось вступать в брак или иметь детей во время службы в качестве солдат. Более того, считалось, что они состоят в официальном браке с королем, но даже король не решался нарушить их обет целомудрия. А если амазонки касался любой другой мужчина, а не король, то это означало для него верную смерть. Это было иногда причиной смерти и французских солдат, которые вечером пытались добиться милости амазонки, и которых утром находили с перерезанным горлом или обезглавленными.
Британский исследователь Ричард Бартон писал: «У этих женщин были настолько хорошо развиты скелет и мышцы, что только по наличию груди можно было определить пол».
Основным оружием были голландские ружья, а мачете дагомейские амазонки использовали для того, чтобы обезглавить и расчленить свои жертвы. Среди дагомейцев тогда было принято возвращаться домой с головами и гениталиями своих противников
Стэнли Альперн, автор единственного полноразмерного трактата на английском языке, посвященного изучению амазонок, писал: «Когда амазонки выходили из дворца, перед ними обязательно шла рабыня с колокольчиком. Звон колокольчика говорил каждому мужчине, что нужно свернуть со своего пути, удалиться на некоторое расстояние и смотреть в другую сторону».
К концу второй франко-дагомейской войны французы начали побеждать только после поддержки Иностранного легиона. Последние силы короля капитулировали, большинство амазонок были убиты. Легионеры позже писали о «невероятной храбрости и дерзости» амазонок. Они также заявляли, что в этом месте живут самые страшные женщины на земле.
Последняя оставшаяся в живых дагомейская амазонка умерла в 1979 году в возрасте 100 лет. Это была женщина по имени Нави, которую исследователи нашли живущей в отдаленной деревне.
В Армии оборны Израиля служат женщины, но их используют в основном на вспомогательных должностях или как наблюдателей, инстукторов и т.п., а в качестве "боевой единицы" они оказываются только по собственному желанию.