
В ночь на 2 марта с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета-носитель Falcon 9 с грузовым кораблем Crew Dragon.
На борту было 200 килограмм груза, плюшевая игрушка в форме Земли и Эллен Рипли - манекен, названный в честь главной героини культового фильма Чужой, которому в этом году исполняется 40 лет.
Спустя сутки после старта аппарат успешно пристыковался к МКС в автоматическом режиме.
Согласно планам SpaceX в случае успеха миссии с манекеном в дальнейшем компания займется тестом системы аварийного прекращения полета, а уже в июле (по некоторым источникам - в сентябре) Crew Dragon отправят к МКС с экипажем.
SpaceX, частная аэрокосмическая компания, основанная миллиардером и предпринимателем Илоном Маском, в 2014 году выиграла право бороться за контракты ВВС США и произвела революцию в индустрии, предложив ракеты, стоимость которых была существенно ниже стоимости их аналогов у других производителей.
Компания регулярно доставляет грузы на МКС на другом космическом корабле - Dragon-1. При приближении капсулы робот-манипулятор станции вытягивает свою руку и захватывает ее.
В отличие от Dragon-1, Crew Dragon производит стыковку через новый соединительный отсек, представляющий собой металлическое кольцо диаметром более полутора метров. Он был доставлен на МКС в 2016 году.
Астронавты сделали новую проводку и изменили схему вентиляции в этой части станции, чтобы после стыковки в космический корабль можно было подавать электричество и воздух.
Капсула имеет программное обеспечение, приборы и устройства, которые автоматически направляют ее к МКС, а затем крепят к переходному отсеку.

В этом видео рассказывается краткая история создания станции и о том, что новенького вложили в её конструкцию создатели. Долго, 22 минуты, но впечатляет:
https://youtu.be/Wz_Mbvu9Hyw
Программа отправки астронавтов на МКС на американских кораблях была завершена в 2011 году, это была программа Space Shuttle. С того момента NASA пользуется услугами Роскосмоса, контракт с которым завершится в конце 2019 года.
Конечно, в РФ это событие расценили как очередную попытку подрыва экономической мощи. Ну, примерно так: если вы в магазине решили, что товар устаревший и дорогой и отказались купить его, то продавец утверждает, что вы агрессор.
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что SpaceX вряд ли сможет делать ракетные двигатели лучше, чем Россия. "Маск не специалист в этом деле. Он просто не понимает, о чем здесь речь", - сказал российский высокопоставленный чиновник.
На что Маск ответил ему в своем микроблоге в Twiter: "Я работаю главным инженером/конструктором в SpaceX с первого дня".
Сейчас единственным средством доставки экипажей на МКС являются российские корабли Союз, 1 место на которых обходится американцам в 81 миллион долларов. В случае успеха SpaceX российская космическая отрасль не дополучит около полумиллиарда долларов в год.
Первые боевые и космические ракеты в СССР создавал, как известно, С.П.Королёв, который когда-то работал в "теплице", контролируемой Л.П.Берией, и называл себя учеником уникального человека Роберто Бартини. Но первую в мире боевую баллистическую ракету ФАУ создал ещё во время второй мировой Вернер фон Браун, который потом создал в США ракету Сатурн-5 для полёта на Луну по программе Аполлон. Думаю, он создавал ФАУ для атомного оружия, которое не состоялось.
Но ФАУ успешно летали на Лондон. В 1945 году мой родственник, капитан, командир сапёрной роты, был вызван для проверки - не заминирована ли захваченная ракета. Она оказалась не заминированной, и её увезли в СССР. Вот с этого первого в мире жидкостного реактивного двигателя и драл Сергей Павлович свой.

Но случилось что-то непонятное - первый двигатель взорвался на стенде через 0,1 сек после запуска. Оказалось, что критическое сечение (которое на картинке названо "канал критики") должно выполняться идеально круглым, иначе мгновенно прогорает. В Союзе не было такого точного оборудовния, и Королёв пошёл по пути связки нескольких двигателей в "пучёк". Не потому, что он не был талантлив, а потому, что любой конструктор должен считаться с технологическими возможностями. Конструктор может нарисовать хоть чёрта в ступе, но если чёрта некому родить, а летающую ступу негде изготовить, то шиш цена такому конструктору.
Потребности в мощности росли, и количество "прутиков" в связке росло. А срабатывать они должны одновременно. Пошли по такому пути: топливо и окислитель подавались по трубам, перекрытыми свинцовыми мембранами. По команде автоматики пиропатроны простреливали мембраны. Но трудно заставить пиропатроны сработать одновременно - знаю по собственному опыту. Системы становились всё более сложными и менее надёжными.
Сергей Павлович выжал из этой схему максимум и умер. После него дело застопорилось.

Не знаю, как сейчас, а раньше на ВДНХ стояла ракета "Союз". Снизу было видно, что и цетральный торец, и четыре по бокам (это первая ступень) представляют собой набор колец. Это и есть многочисленные сопла небольших двигателей. На фото первая ступень - это 16 двигателей. У первых Союзов их было ещё больше.
Понятно, что такая схема могла запускаться только один раз. Поэтому, например, станция "Луна-16", которая привезла на Землю 100г лунного грунта, состояла из нескольких блоков, имеющих свои одноразовые двигатели.
Но пока мы кричали на весь мир "ура" и гордились общественным строем и собственным величием (и я в том числе - тогда я работал на ракеты, хотя в качестве небольшого "винтика"), американцы создали один мощный двигатель многоразового использования, слетали на Луну, привезли кг грунта (а второй раз - 10кг) и подарили часть его Союзу. Я видел его на ВДНХ, советую посмотреть и тем, кто пишет, что полёт американцев на Луну - это съёмка Голливуда. Конечно, если грунт не убрали.
Ракета "Союз", от которой намерены отказаться американцы, начиналась в ... 1962 году, 57 лет назад, ещё Королёвым. Потому и название такое. Она трёхступенчатая (у Falcon 9 две ступени) и принципиально не отличается от своего ископаемого предка. Но за каждое место в нём НАСА платит $81 млн.
Представитель Роскосмоса Сергей Крикалев заявил, что не стоит исключать пересадки российских космонавтов на Crew Dragon.
Корабль SpaceX - более современный и вместительный аппарат, а значит, и в сфере космического туризма "Союз" (трёхместный -я) вряд ли сможет составить конкуренцию на мировом рынке, заявил эксперт в сфере космонавтики Вадим Лукашевич.
"Маск создает семиместный многоразовый корабль, и он тоже будет возить туристов. И если стоимость запуска Falcon - порядка 60 млн долларов, даже если пять мест будет отдано туристам, то стоимость полета одного туриста на Dragon будет порядка 10-15 млн долларов... В одном запуске смогут вывозить много людей. Мы можем максимум два человека на наших Союзах".
В 2017 году в интервью CNN создатель компании SpaceX Илон Маск на вопрос ведущей о любимой ракете ответил: «„Зенит“, она, наверное, лучшая после наших». "Зенит" разработан на Южмаше, г. Днепр, Украина.
Почему же "Союз" так отстал от жизни?
Там, где заботятся о благополучии страны, вкладывают дньги в перспективные разработки.
Там, где заботятся о собственном благополучии, вкладывают деньги в глубокий карман.