holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Израиль. Самария. Гора Гризим. Самаритяне. (начало)

Из журнала irenase)

Давно мечтала туда попасть. И, вы же знаете, что такие мечты постепенно сбываются.
Поездка в Самарию была очень интересной. Сначала мы посетили поселение Хават Гилад, затем поехали
к подножию горы Гризим, к самаритянам, поднялись на гору Гризим и посетили поселение Алон Море.
Сегодня я хочу рассказать о самаритянах.
Вот, что о них можно прочитать в ВикипедиИ:
Самаритя́не (самаря́не) (ивр. שומרונים‎ — «шомрони́м») — народ, живущий в Израиле, в квартале Неве-Пинхас
города Холон (пригород Тель-Авива) и в квартале Кирьят-Луза (Неве-Кедем) города Шхем (Наблус) у горы
Гризим на Западном Берегу реки Иордан. Языки: иврит и древнееврейский (самаритянская письменность на
основе первоначального еврейского алфавита, близкого к финикийскому), самаритяне Шхема владеют также
арабским. Религия — версия допрофетического иудаизма. Священные книги — Тора и Книга Иисуса Навина
(в отличающихся от канонических вариантов версиях — особенно последняя). Численность — около 720 человек
(2008).

Праздник Песах у самаритян заходит на день раньше, чем у нас. Значит сегодня.
Получается, что в честь этого я и рассказала о самаритянах.

Первым делом мы отправились в музей.


Такая вот сценка из жизни. Почти Притча о добром самарянине. Интересно, что там такое в этой картонной
упаковке? Что бы там ни было - встречено это с радостью и интересом.


Цветение перед домом, в палисаднике.


Фрагмент двери, ведущей в музей.


Музей не очень большой. Фактически - это два соединенных между собой зала и небольшой офис.
Но экспонаты, рассказывающие и жизни самаритян впечатляют.


Национальная праздничная одежда.










Обратимся опять к ВикипедиИ - История.

Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства, точнее, колена Иосифа, разделившегося на колена
Ефрема (Эфраима) и Манассии (Менаше). Название народа и обозначение всей центральной части ПалестиныСамария
происходит от названия последней столицы Израильского царства, основанной царем Амврием (Омри) и разрушенной Ассирией.
Согласно иудейской традиции, самаритяне — потомки гутиев, переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского
царства.

Сильные культурные различия евреев севера и юга Ханаана имели место ещё с древнейших времён, но после возвращения
евреев из Вавилонского плена произошло окончательное размежевание евреев и самаритян, сопровождавшееся взаимной
враждой[1][2]. Возможно, евангельский образ «доброго самаритянина» приобретал дополнительные краски на фоне этой вражды.

После завоевания Иудеи Александром Македонским самаритяне под руководством Санваллата построили храм на горе Гризим,
два века спустя его разрушил хасмонейский царь Йоханан Гиркан. Римская административная реформа провинции Палестина
(56 г. до н. э.) предоставила самаритянам автономию. В результате гонений на христиан многие самаритяне, которые, в отличие
от евреев, были обязаны выказывать лояльность языческой вере, отступили от своей веры. После разрушения Второго храма
значительные общины самаритян стали появляться за пределами Самарии (в Бет-Шеане, Кесарии, Эммаусе, Яффе, Явне и др.),
а в близких к Самарии районах самаритяне составляли заметную часть населения. В VVI веках в результате волнений,
вызванных гонениями уже со стороны христиан, дважды провозглашалась независимость от Византии. Самаритяне смогли
ненадолго возвести на престол собственных царей, но оба раза восстания были подавлены, а большая часть самаритян приняла
христианство[3]. В последующие века численность самаритян сокращалась (главным образом за счёт перехода в ислам), к 1917
году
их оставалось 146 человек. В 1954 году все самаритяне Израиля, кроме живших в Шхеме, были переселены в Холон. Когда в
1993 году было принято решение вывести израильские войска из Шхема, шхемские самаритяне потребовали, чтобы на район
Кирьят-Луза распространился статус израильского поселения, но в этой просьбе израильское правительство им отказало.
В то же время на самаритян распространяется «Закон о возвращении», поэтому все самаритяне имеют израильское гражданство
и, при желании, могут переселиться в Израиль.


До недавнего времени самаритяне заключали браки только внутри общины. В связи с возникшими из-за этого проблемами
руководители общины разрешили жениться на прошедших процедуру обращения еврейках и караимках, а затем — и на христианках.

Обо все этом и еще о многом другом нам рассказал Коэн Ефет сын Ашера - директор музея. כהן יפת בן אשר - מנכ"ל
Так он нам представился и так же написано на его визитной карточке. Естественно, только на иврите.


Меня поразили несколько моментов из того, что он рассказал.
Самаритяне строжайше соблюдают субботу. При этом у них нет никаких поблажек. Нет такого понятия, как шабатние часы(שעון שבת) -
светом в шабат пользоваться нельзя даже если он включится или выключится автоматически. Еда только холодная. Нельзя
пользоваться ни холодильником, ни шабатней плитой(פלטה שבת), на которой еда остается теплой в течении всего дня.
Естественно, что о езде и средствах связи не может быть и речи.

Пост в Судный день(יום כיפור) обязателен для всех. В том числе и для кормящих матерей. Мальчики начинаю поститься не с 13 лет,
а с того момента, как мать перестает кормить их грудью. Но что может дать ребенку кормящая мать, которая не есть и не пьет целые
сутки... Ефет рассказал, что за всю его долгую жизнь у него не было такого тяжелого поста, как в прошлом году. Не из-за того, что
он сам постился, а из-за того, что его два внука-близнеца были лишены материнского молока практически весь пост.
Про девочек почему-то речь не шла. Теперь жалею, что не спросила, но, думаю, что с ними такая же история.


Самаритянская письменность на основе первоначального еврейского алфавита, близкого к финикийскому.


Древние рукописи, надо понимать.


Пока Ефет рассказывал, причем делал он это с невероятной живостью, поворачивался из стороны в сторону, перемещался с места на
место, что весьма затрудняло съемку, но я стойко фотографировала и его, и экспонаты музея.








Генеалогическое древо. Ефет, по-моему, сказал, что он 13 поколение Коэнов. Но я не уверена на 100%. Не меньше - это точно.


Праздники у самаритян тоже проходят несколько иначе, а не так как мы к ним привыкли.
На Суккот самаритяне тоже ставят суку, но крыша у нее делается из свежих овощей и фруктов, которые закупаются тоннами
к празднику. Над головой Ефета кусочек такой крыши.


Вот так выглядит крыша суки. На такую крышу уходит от 300 до 400 кг свежих овощей и фруктов. Открытка-скан,
я ее купила за 1шекель в музее.


Цвета такие и есть на самом деле. Только можно себе представить, как это должно быть красиво, когда фрукты и овощи "живые".


Праздник Песах. Жертвоприношение. Те, кто видел это, говорят что зрелище не из приятных. Девочка ведет ягненка, которого
растила от рождения, чтобы отдать его для приношения в жертву. Причем он рос не в стаде, а возле нее. Она за ним ухаживала,
кормила, поила... Она ведет его к жертвеннику, а лицо ее сияет от счастья... Это со слов очевидца, не самаритянина.
Праздник Песах у самаритян привлекает огромное количество зрителей.






Открытка-скан. Жертвоприношение.


Маца тоже отличается от нашей. Она больше похожа на друзскую питу.


Ефет рассказывает о древних свитках Торы, принадлежащих самаритянам. Показывает нам открытку, на которой старейшие
Коэны держат древнейший свиток Торы. Самый древний Свиток Торы у самаритян... украли. И до сегодняшнего дня его так не
возвратили общине. За него был запрошен баснословный выкуп. Таких денег у самаритян не было.


Открытка-скан.


И в самом конце Ефет показывает нам древний свиток Торы. Тот, что теперь самаритяне хранят как зеницу ока.








Это тоже экспонаты музея. Почему-то они стояли за ширмой, по пути в, пардон, туалет. Я, естественно, не прошла мимо.
Вино и кофе - вещи незаменимые.




Мы покидаем музей. А за нами уже подтягивается следующая группа. Ефету предстоит начать его рассказ сначала.
Рядом музеем строится новый дом.


Забор украшен знаками зодиака. Если я ничего не путаю, то за забором синагога.


Мой знак.


Масса красивых кованных ворот.


Именно здесь происходят жертвоприношения.


Колодец для стока крови. Оказался совсем не колодцем для стока крови.
Спасибо curiousalex за его исправление:
"Колодец для стока крови", вовсе не является колодцем и для стока крови тоже, не предназначен.
Это - одна из печей, где испекается 5-6 туш свежеосвежеванных баранов целиком.
Вот линк на фоторепортаж с этой церемонии
http://curiousalex.livejournal.com/84900.html



Мясо жертв идет в пищу. Когда-то, в древности, это была у самаритян единственная возможность полакомиться мясом. Причем мясо нужно съесть до утра. А все несъедобное(шкуру, кости) сжечь.
Я это тоже прочитала у curiousalex


У нас впереди подъем на саму гору Гризим. Пока же мы идем по улице, и я не смогла пройти мимо такого вот домика.
Правда его хозяин сказал(в шутку), что за то, что мы фотографируем его дом, он хочет 1000$. На что я ему вполне всерьез ответила,
что если бы у меня был такой дом, то я бы ему 10000$ за фотографирование.


Очередные красивые двери.


И мы подошли к подъему. Но об этом в следующий раз.



Tags: путешествия
Subscribe

  • Выпал снег

    Выпал снег... 8.00 Я слепил снеговика. 8.10 Моя соседка-феминистка спросила, почему я не слепил снежную бабу. 8.15 Я слепил ещё и снежную бабу.…

  • Если женщина любит

    Прочитал в ФБ запись Андрея Юркина: – Никогда не верь женщинам, – сказал Родион. – Турецкие султаны были мудрые и дальновидные…

  • Улыбнёмся?

    Самые большие глупости делаются с умным выражением лица. Улыбайтесь, господа! (к/ф "Тот самый Мюнхгаузен") Работаю в тур агентстве.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments