holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Непроизвольные ошибки восприятия

Из журнала </a></a>kapriz12

Не верьте всему, что вы видите, слышите и даже чувствуете

«Всё, что мы слышим, — это мнение, а не факт. Все, что мы видим, – лишь перспектива, а не истина».
Эти слова приписывают Марку Аврелию, и с ними согласны многие современные психологи. Существует более 100 типов непроизвольных ошибок восприятия информации. И эти неточности «встроены» в нашу систему, мы крайне редко можем их контролировать.
Одна из ошибок восприятия – избирательное внимание или слепота невнимательности. Люди не замечают того, чего не ждут, если их внимание занято чем-то ещё. В гарвардском эксперименте 1999 года испытуемым показывали видео, где две команды играли в мяч. Надо было сосчитать, сколько раз перебросят мяч друг другу игроки в белых рубашках, и не обращать внимания на игроков в чёрных рубашках. В середине видео появлялась женщина в костюме гориллы, била себя в грудь, махала руками и уходила. 50% испытуемых её не заметили. При этом 90% опрашиваемых на вопрос, заметят ли они женщину в костюме гориллы, утверждали, что да.
То же самое относится к невнимательности к звукам и ощущениям. Это значит – не разговаривайте по мобильному за рулём и не держите ничего ценного в заднем кармане брюк.
Ещё одна ошибка – эффект последовательности. Одна и та же информация воспринимается по-разному в зависимости от формулировки. Моя любимая иллюстрация к этому – спор двух монахов, дозволено ли одновременно курить и молиться. Первый монах пошёл к настоятелю и спросил: «Отец, могу ли я курить, когда я молюсь?». Настоятель возмутился: «Конечно, нет! Это высшее неуважение к вере!». Позже к нему подошёл второй монах и спросил: «Отец мой, могу ли я молиться, когда я курю?». «Конечно!», - ответил настоятель. - «Молитва всегда уместна, ты можешь молиться в любой ситуации».
Очевидно, не очень справедлив галоэффект или эффект нимба. Благоприятное или неблагоприятное впечатление нередко распространяется на все качества или характеристики объекта. Другими словами, в действительности книги часто судят по обложке, а людей по одёжке не только встречают.
Привлекательных людей воспринимают как более умных, счастливых, добрых и достойных доверия, красиво сервированная еда кажется более вкусной, а более дорогие вина приносят больше удовольствия.
Исследователи проводили МРТ мозга участников эксперимента в то время, как те пили вино. Когда участникам давали вино, говоря, что оно дорогое, их зона удовольствия была более активной. То есть они действительно наслаждались дорогим вином больше, чем дешевым. Только вот исследователи обманывали участников – вино было одно и то же.
Вывод? Не верьте всему, что вы видите, слышите и даже чувствуете.

отсюда:

http://arcobaleno-ru.livejournal.com/


Tags: психология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Познакомьтесь: SLS

    Американское космическое агентство НАСА полностью собрало ракету для полёта на Луну. Она называется SLS (Space Launch System, Система космического…

  • Самые-самые уходят, но не все

    Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. С.Есенин Христианская секта Хана Павл была основана в 1942 году в Индии. Её…

  • Языки в Украине

    Любіть Україну у сні й наяву, вишневу свою Україну, красу її, вічно живу і нову, і мову її солов'їну. В.Сосюра Центр общественных данных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments