holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Шапка горит


В связи с истерикой, разразившейся в Москве из-за предоставления самостоятельности Украинской православной церкви, писатель Арсений Соболевский изложил исторические сведения о получении автокефалии (самоуправления) РПЦ.

Оказывается, русская церковь сама себя провозгласила самостоятельной, грубо нарушив все каноны, в чём сегодня упрекает Констанинополь и Киев. Ну, шапка горит...

Много лет Москва просила Константинополь дать ей право на митрополию, но всегда получала отказ. Но вот, в 1438 году открылся Флорентийский собор, призванный преодолеть раскол христианских церквей, произошедший за несколько столетий до этого, в 1054 году. Было решено начать процесс объединения Католической и Православной церквей. Митрополит Киевский и всея Руси Исидор вместе с представителями Константинопольской и других православных церквей подписал объединительную унию. Вернувшись в 1441 году в Москву, на архиерейском богослужении в Успенском соборе он объявил о преодолении раскола церквей и союзе между ними. Великому Московскому князю Василию II это очень не понравилось. Ведь Москва уже тогда рассчитывала со временем стать центром православия, а уния рушила эти планы.Спустя три дня после службы в Успенском соборе митрополит Киевский и вся Руси Исидор по указу Великого князя был взят под стражу и помещен в Чудов монастырь. После ареста митрополита великий князь созвал Собор из епископов, находившихся в это время в Москве. Присутствовали шесть из восьми епископов, представлявших земли, подконтрольные Василию II. Никаких соборных документов не сохранилось. Возможно, их и не было вовсе. Однако известно, что Исидор был осуждён на этом Соборе, он отказался от покаяния и не стал отрекаться от унии. В сентябре 1441 года опальному митрополиту помогли сбежать, и он отправился на Запад.

История весьма показательная. Ведь в наше время трудно представить, чтобы главу церкви вдруг арестовали и заточили по указу главы государства, тогда были совсем другие времена и совсем другие нравы. Властители Руси к тому времени уже привыкли держать под своим контролем дела не только мирские, но и церковные. Князь Василий объявил греков предателями православной веры, центр православия Константинополь, все его митрополии, в том числе и Киев, назвал еретиками и слугами дьявола. Он провозгласил Москву единственным верным центром православного христианства! В 1448 году святитель Иона был избран главой Русской церкви без согласования с Константинопольским патриархатом и поместными церквями. Это грубое нарушение канонический правил и положило начало фактической самостоятельности РПЦ.

Прежде чем получить официальную автокефалию, утвержденную Константинополем, Русская православная церковь почти полтора века (!!!) находилась в статусе самопровозглашенной автокефалии. Именно в этот период она объявила себя «Третьим Римом». Амбициозные московские правители, конечно, хотели получить законный статус для своей церкви, однако долгое время никаких возможностей для этого не было. В 1518 году в Москву из Константинополя прибыло большое патриаршее посольство во главе с митрополитом Григорием. Греки попытались склонить Москву к ликвидации самопровозглашенной автокефалии, но безуспешно. В 1586 году впервые после установления самопровозглашенной автокефалии в Москву вдруг приезжает православный иерарх высочайшего уровня – Вселенский Антиохийский патриарх Иоаким из Сирии, чтобы попросить у Москвы материальной помощи. Борис Годунов, который реально правил страной, решил воспользоваться таким случаем и развернул бурную церковно-дипломатическую деятельность. Созывается расширенное заседание боярской думы с приглашением многих чинов духовенства под председательством царя Феодора. Там поднимается вопрос об учреждении патриаршества в Москве. Вселенскому Антиохийскому патриарху предлагают своей властью возвести в патриархи московского митрополита, но Иоаким не решился сделать это без санкции глав остальных поместных Церквей. Однако он согласился выступить в Константинополе в роли парламентёра по просьбе царя, но не митрополита. Вселенский Антиохийский патриарх отравился домой с богатыми московскими дарами.

В то время Константинопольский патриархат во главе с патриархом Иеремия испытывал небывалые материальные трудности. Алчный предшественник Иеремии фактически разорил центр Православной церкви. Турки отобрали за долги даже патриаршую резиденцию. Прослышав о щедрости русского царя, патриарх Константинопольский Иеремия решил отправиться за помощью в Москву. Он прибыл туда в июле 1588 года, был встречен с большими почестями и размещен на Рязанском подворье. Спустя 5 дней был принят царем Феодором Иоанновичем и царицей Ириной, побеседовал с ними через переводчика. Константинопольского патриарха одарили серебром, деньгами, соболями. После торжественного приема состоялись переговоры Иеремии с Борисом Годуновым. И тут вдруг выяснилось, что Константинопольский патриарх не готов обсуждать учреждение патриаршества на Руси и приехал только «ради милостыни на церковное строение». Он настаивал, что без соборного обсуждения он такой важный вопрос решить не может.
Тогда Константинопольскому патриарху устроили «почетное заточение» в Рязанском подворье. К нему никого не допускали. Особенно оберегали от контактов с иностранцами. Переговоры с Борисом Годуновым продолжались полгода (!!!) В конце концов, как пишет «Православная Энциклопедия», издаваемая под редакцией патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Оказавшись фактически под домашним арестом на Рязанском подворье, Иеремия пошел на уступки». Что же все-таки сломило поначалу совершенно неподкупного и несговорчивого Константинопольского патриарха? Согласно некоторым источникам, когда и через полгода заточения Иеремия не изъявил желания признать Московскую Митрополию, Борис Годунов якобы пообещал утопить патриарха в речной проруби, ежели тот не признает Московскую автокефалию законной. И только такая угроза сработала…

Как написано в «Православной Энциклопедии»: «После 13 января 1589 года Иеремия дал обещание поставить на Руси патриарха из русских и благословить дальнейшее поставление патриарха на Руси Собором русских архиереев; царь же должен был отпустить его в Константинополь». Однако сразу «почетного пленника» не отпустили, а продержали в Москве еще почти полгода. В первых числах февраля 1589 года Иеремия несколько дней провел в Троице-Сергиевой лавре. С началом Великого поста он вновь обратился с просьбой отпустить его в Константинополь, однако Годунов, ссылаясь на трудности пути зимой, уговорил его подождать еще некоторое время. Это было необходимо, чтобы подготовить для подписания Иеремией документа об учреждении патриаршества в Москве – так называемую «уложенную грамоту». Характерной деталью этой грамоты, составленной в царской канцелярии, является упоминание о согласии всех восточных патриархов на учреждение в Москве патриаршества, что на тот момент не соответствовало действительности – отмечает «православная энциклопедия». В реальности автокефалия Русской церкви получила одобрение всех поместных православных церквей лишь в 1892 году, то есть спустя триста лет…

После подписания грамоты Иеремия уехал в мае 1589 года из Москвы, получив от царя щедрые подарки, в том числе тысячу рублей на строительство нового здания патриархии в Константинополе. Туда Иеремия вернулся лишь весной 1590 года. В мае был созван Собор, на котором предстояло утвердить патриаршее достоинство Московского первосвятителя. На Соборе было 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов. Иеремия должен был оправдывать свои действия в Москве. Собор признал патриарший статус за РПЦ и отправил в Москву Соборную грамоту. Любопытно, что проведенное в 70-х годах XX века палеографическое исследование грамоты выявило значительное количество (66 из 106) неподлинных подписей, а также установило, что несколько подписей были получены уже после окончания Собора. Вероятно, Иеремия пошел на подлог в расчете на скорейшее получение милостыни из России и хотел создать более представительное впечатление о Соборе, чем он был на самом деле. Расчет Иеремии оправдался, ему была послана щедрая милостыня: омофор, осыпанный жемчугом, золотые богослужебные сосуды, сорок сороков соболей, другие ценные меха. Примерно таким же способом за деньги центр православия из Киева перенесли в Москву. В 1686 году Киевскую митрополию Константинопольского патриархата присоединили к Московскому патриархату. На днях Синод Вселенского патриархата отменил это решение, что стало важным шагом в предоставлении автокефалии Украинской православной церкви.

Источник https://ava.md
Tags: РФ, история
Subscribe

  • Мы наш, мы новый мир построим?

    "Напрасно мятутся народы и замышляют тщетное. Встают цари земли и властелины совещаются вместе - против Господа и против помазанника…

  • 25 декабря 1969 года

    В этот день начала осуществляться одна из дерзких операций израильских моряков. За четыре года до того Израиль подписал договор с Францией о…

  • С праздником очищения!

    Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего. У.Черчилль Птолемей Филадельф, управлявший Иудеей в III веке до н.э., приказал…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments