?

Log in

No account? Create an account
holonist [userpic]

Если история лишена истины, мы остались ни с чем, кроме бесполезной и вредной сказки. (Полибий) 5

November 7th, 2018 (09:22 pm)


Начало см. 1,2,3 ,4

Причиной разложения общества Саллюстий, приняв точку зрения многих предшествующих ему мыслителей, считает упадок нравов. И начало этого процесса он связывает с разрушением римлянами Карфагена, т.е., превращением в империю.

Основными причинами разложения являются две страсти, два порока, которые в это время развиваются в римском обществе: жажда власти (ambitio) и страсть к деньгам (avaritia). Развитие первого порока привело к тому, что люди превратились в лжецов - имея на уме одно, высказывают другое, расценивают дружеские отношения не по существу, а исходя из расчёта, заботятся о привлекательности внешнего вида, а не внутреннего содержания. Второй, ещё более гибельный порок, в корне подорвал верность, правдивость и прочие добрые качества. Зато на первый план выдвинулись зансчивость и жестокость, пренебрежение к богам и уверенность в том. что всё на свете продажно.

И вот римское общество окончательно погрязло в пороках и преступлениях. Уважается лишь богатство, добродетель попрана, бедность считается позором, честность - как бы неблагонамеренностью.

Особенно неустойчивой оказалась молодёжь, которая под влиянием алчности пустилась на грабежи и безумные траты, забыла стыд и скромность и не желает подчиняться ни людским, ни божеским законам.

Если сравнить современные дома и виллы с храмами, построенными предками в честь богов, то можно увидеть, что предки старались украшать святилища набожностью, а свои жилища - славою.Потомки же дошли до чудовищных извращений, богатство для них - предмет дикой забавы, ибо чем иначе объяснить, что некоторые лица из прихоти срывают горы и застраивают моря. В обществе пышно расцвели разврат, половые извращения, чревоугодие и прочие пороки.
На первый взгляд, картина разложения общества, нарисованная Саллюстием, аполитична - она ставит в центр внимания отвлечённые моральные категории. Но не является ли такой подход "дымовой завесой", осторожностью опытного политика?
Основной причиной упадка нравов было, по Саллюстию, развитие двух основных пороков: ambitio, а затем avaritia. В результате развития этих пороков власть в государстве вырождается из справедливой в самую жестокую и неприемлемую. Значит, эти пороки характерны в первую очередь для тех, кто стоит у власти - нобилетета (верхушка власти, состоящая из патрициев и олигархов). Говоря о упадке нравов, Саллюстий подразумевал не просто общество в целом, а, главным образом среду нобилетета. Саллюстий даже прямо говорит об этом (устами как бы Катона) в одном месте: "Знатнейшие граждане составили заговор, чтобы уничтожить родину в огне".
Итак, по мнению древних (и не только) мыслителей, человечество развивается в определённом направлении, проходя при этом некие циклически повторяющиеся фазы, с неизбежностью и в определённом порядке сменяющие друг друга. Ни одна из форм правления не является устойчивой и совершенной, в том числе и демократия. И это кроется в самой природе человека.


"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой", - может подумать человек, для которого демократия является идеалом. Послушаем Елену Уайт, гражданку США, адвентистку седьмого дня, которую её приверженцы считали пророчицей.

Примерно сто лет назад она сказала, что кичащаяся демократическими традициями Америка, вопреки мнению населяющей ее толпы о божественном происхождении демократии, в недалеком будущем, перед Вторым Пришествием непременно станет мировой тиранией. Она предсказала, что Америка, при жизни Елены Уайт кичившаяся своим протестантизмом, по духу станет католической (деспотичной), и это приведет к новой волне инквизиции, хотя и несколько более “цивилизованной” в смысле формы уничтожения инакомыслящих и “узаконенной” голосованиями в парламентах.