?

Log in

No account? Create an account
holonist [userpic]

Если история лишена истины, мы остались ни с чем, кроме бесполезной и вредной сказки. (Полибий) 4

November 7th, 2018 (09:01 pm)

Начало см. 1,2,3

Мыслители Древнего Рима тоже много думали о этом вопросе. Наиболее ярким их представителем был, пожалуй, Саллюстий - историк и
политик, оказавший большое влияние на современников. Его взгляды на формы государственного устройства во многом совпадают с взглядами Полибия, но он пошёл дальше - в "Письмах к Цезарю" он предлагает меры для восстановления теряемого Римом социального равновесия. Предлагаемые им реформы носили утопический характер и не могли быть реализованы Цезарем в то время. Но его исторический анализ представляет определённый интерес.

Восхищаясь прошлым Рима, он определяет рубеж конца "золотого века" - разрушение Карфагена, т.е. превращение Рима в мировую державу.

В пятой главе "Писем" Саллюстий устанавливает исконное деление римского общества на патрициев и плебеев. Патриции обладают авторитетом, а плебеи - силой. В результате борьбы сословий могущество нобилитета уменьшилось, а права народа возросли. С этого момента устанавливается устойчивое равновесное состояние, республика процветает, наступает "золотой век". Он характеризуется тем, что народ пользовался свободой, никто не мог злоупотреблять своей властью, попирая законы, и знатный стремился превзойти незнатного не богатством или надменностью, а доброй славой и отважными поступками. По Саллюстию, народ должен повиноваться сенату, как тело душе, и выполнять его решения. Сенаторам приличествует выделяться политической мудростью и дальновидностью, для народа же подобные качества излишни.

Состояние современного ему римского общества Саллюстий рисует
далеко не радужными красками. Он связывает начало упадка всего общества с утратой гражданами земельных участков, с ростом лености и нужды, с торговлей свободой и интересами государства в пользу своих корыстных интересов. Постепенно римский народ пришёл в упадок, и власть, которую разделяли все, сменилась рабством для каждого в отдельности. Представители знатных фамилий погрязли в бездействии и пороках. Презирая труд и заботы, забыв о военных доблестях, они занимаются недостойными интригами, а сенат превратился в жалкую игрушку в руках этих интриганов. Сенатры всецело поглощены частными делами, дела же государства вершит клика нобилей ( часть городского патрициата, которую составляли выходцы из крупных семей), которая не знает границ своему произволу. Разложение достигло такой степени, что наглость членов этой клики можно сравнить лишь с действиями неприятеля, взявшего город приступом.
Меры, предлагаемые Саллюстием для исправления положения, можно сгруппировать по двум направлениям: дать гражданам землю (путём вывода колоний) и ввести тайное голосование при увеличении числа сенаторов. По мнению Э.Мейера, политические реформы Саллюстия представляют собой утопию, идущую ещё от воззрений Сократа и Платона. Это уверенность в том, что правильное законодательство может изменить формы жизни, исторически данные условия бытия и даже формы государственного устройства. Для Саллюстия идеалом был Рим-полис (зеледельческая община), и к возрождения его он и стремился. Но рамки полиса были давно Римом разбиты, - на это ответ был дан самим ходом исторического развития. Поэтому его реформы были утопическими, поэтому они не были и не могли быть реализованы Цезарем, который действовал в полном противоречии с теми направлениями, которые предлагал Саллюстий. Человечество может быть отброшено назад, даже до состояния дикости, каким-либо катаклизмом. Но вращать колесо истории назад невозможно.