?

Log in

No account? Create an account
holonist [userpic]

Если история лишена истины, мы остались ни с чем, кроме бесполезной и вредной сказки. (Полибий) 3

November 7th, 2018 (08:40 pm)


Начало см. 1, 2

Первое упоминание в письменных источниках о принципах государственного устройства встречается в глубокой древности. Полибий был далеко не первым.

Он систематизировал, качественно литературно обработал мысли многих мыслителей, философов и политиков. Пожалуй, самым древним свидетельством является речь, с которой обратился к народу 120-летний Моисей перед своей смертью (за более, чем 1200 лет до Полибия). В ней он изложил правила жизни, известные как "законы Моисеевы" и, в том числе, предписал основы государственного устройства. В то время у евреев была монархия - первая фаза развития общества. По-видимому, Моисей знал, что следующая ступень развития - царская власть, понимал требования, которым должен отвечать царь, и необходимость ограничения его власти во избежания тирании. Вот как излагает отрывок его речи И.Флавий.
"Лучшим видом правления является аристократическое, по которому вам и надлежит устроить жизнь свою; не желайте другой формы правления, но держитесь её, признавая над собою власть законов и нормируя последними все свои поступки: с вас достаточно, что владыкою вашим является Господь Бог. Если же вы, тем не менее, захотите непременно иметь царя, то пусть будет таковым ваш единоплеменник, и да будет в глазах его выше всего забота о всегдашней справедливости и всякой добродетели. Пусть он преклонится перед мудростью Господа Бога и законов, пусть не решает ничего без совета первосвященника и собрания старейшин, пусть не впадает в многожёнство, пусть не домогается чрезмерных богатств и массы лошадей, ради обладания которыми он мог бы пренебрежительно относиться к законам. Если же сердце его будет чрезмерно лежать к чему-нибудь подобному, то воспрепятствуйте ему приобрести слишком большое, могущим стать гибельным для вас значение."
Моисей призывает к смешанной форме правления: царь ничего не решает без совета старейшин (аристократия), а народ имеет возможность "воспрепятствовать" ему (демократия). Во избежания быстрого скатывания к тирании существует первосвященник, как бы "второй царь", как это практиковали через тысячу лет спартанцы, которые имели двух царей, или римляне, избиравшие двух консулов.