Основной мотив моей жизни - сделать
что-нибудь полезное для людей, не
прожить даром жизнь, продвинуть
человечество хоть немного вперёд...
(К.Э.Циолковский)
В 1898 году появилась на свет в хуторе Фролов (ныне город Фролово, Волгоградской области) в семье казачьего старшины, подъесаула Виссариона Васильевича Ермольева вторая дочь Зинаида. Мать привезла их с сестрой Еленой в Новочеркасск учиться в гимназии. В 1915 году Зинаида окончила с золотой медалью Мариинскую женскую гимназию в Новочеркасске и поступила на медицинский факультет Донского университета.
А через четыре года после окончания университета она уже в Москве, начальник отдела биохимии микробов в Биохимическом институте Наркомздрава РСФСР. Настоял на её переводе в Москву её бывший преподаватель А.Барыкин. Она и в университете училась только на "отлично".
Но я думаю, что Барыкин отметил не только это. В 1922 году в Ростове вспыхнула эпидемия. Ермольева сумела выделить из организма больного холероподобный вибрион. Мог ли он быть причиной эпидемии? И 24-летняя Зинаида поставила эксперимент на себе: она выпила суспензию вибрионов и тяжело заболела. Факт патогенности вибриона был доказан.
В протоколе опыта она записала:
Эксперимент, который едва не кончился трагически, доказал, что холероподобные вибрионы, находясь в кишечнике человека, могут вызывать заболевание, схожее с истинной холерой.Позже она, работая над способами обеззараживания воды, разработала метод обработки её хлором, который используется и сегодня.

В Москве Ермольева встретила своего первого мужа, Льва Зильбера, впоследствии выдающегося бактериолога, создателя школы медицинской вирусологии и вирусной теории рака. Свои «медовые месяцы» они провели, работая в Институте им. Пастера во Франции и Институте им. Коха в Германии.
В 1935 г. ей была присуждена докторская степень, а в 1939 г. — звание профессора.
В 1939 году в Афганистане возникла вспышка холеры. Ермольева отправилась в Среднюю Азию. Здесь она с успехом испытала разработанные ею препараты холерных бактериофагов, используя их для профилактики на пограничных постах. Этот опыт ей очень пригодился в 1942 году в Сталинграде.
Тогда угроза эпидемии холеры возникла во время Сталинградской битвы. Эшелон с препаратами бактериофага, на котором прибыла Ермольева, был разбомблен. В подвалах полуразрушенного города, где шли непрекращающиеся бои, эта женщина смогла наладить производство бактериофагов и обеспечить ими городское население и армейские части. Ежедневно препараты бактериофагов получали около 50 тысяч человек. Это был беспрецедентный случай в истории медицины. Получив за это Сталинскую премию, Ермольева приобрела на нее самолет и передала армии. Истребитель назвали ее именем: «Зинаида Ермольева».
Только эти её заслуги обеспечивают ей место в мировой истории медицины. Но с именем этой женщины в первую очередь ассоциируется пенициллин. Пенициллин, как известно, открыл в 1929 году Александр Флеминг. Он так и не смог выделить его в чистом виде — это сделали только в 1941 году Г. Флори и Э.Чейн. Но это в Англии. А в СССР то же самое смогла сделать Ермольева. Она не только выделила пенициллин в чистом виде в 1942 году, но и смогла наладить его производство. В 1944 году в СССР прибыл профессор Флори. Он привез с собой образец пенициллина и его сравнили с советским, который оказался эффективнее, а англичане прозвали Ермольеву «Госпожа Пенициллин». В том же году Ермольева отправилась на фронт для клинических испытаний этого препарата, которые он, как известно, с успехом прошел.
У Ермольевой было два мужа. Зильбер, упоминавшийся выше, с которым она довольно быстро рассталась, и Алексей Захаров. Оба были микробиологами. Оба были репрессированы. Захаров был расстрелян в 1938 году. Ермольева ходатайствовала перед Сталиным об освобождении Зильбера, приложила к этому огромные усилия. На вопрос: «Почему?» она ответила: «Он нужен науке».
Вениамин Каверин написал роман «Открытая книга», дважды экранизированный в 1970-х. Героиня романа, Татьяна Власенкова, списана Кавериным с Зинаиды Ермольевой.
С частичным использованием материалов http://medach.pro