Перепост из Ukraine_Live_LJ (Канада)
Исследование российского фонда "Общественное мнение" (ФОМ) показало, что за Путина сейчас готовы проголосовать 45% избирателей. Респондентов спросили, за кого бы они проголосовали, если бы в следующее воскресенье выбирали президента России. Судя по ответам, рейтинг российского президента "провалился" на уровень 2013 года – каким был до аннексии Крыма, "русской весны" и открытой политической войны с Западом. В предвоенном году Путина, согласно отчетам ФОМ, поддерживало 45% россиян. Резкий скачок произошел в 2014-2015 годах – тогда рейтинг президента составил около 74%. С 2016-го по июль 2018-го популярность Путина не падала ниже 60%.
Также уменьшилось число россиян, безусловно доверяющих главе государства. Таких теперь 24%. А еще в марте действия президента полностью поддерживали 43% опрошенных. Респондентов, которые полностью не доверяют действиям президента, стало 17%. Хотя в течение 2015-2018 годов этот показатель не поднимался выше 10%.
Исследование ФОМ – второй тревожный звонок для администрации российского президента. Первый прозвучал в июне: подконтрольный Кремлю Всероссийский центр изучения общественного мнения сообщил, что с 10 по 17 июня уровень доверия Путину снизился с 77% до 72%. Аналогичное исследование ФОМ показало, что популярность главы государства "просела" еще ниже. В июне число россиян, готовых проголосовать за Путина, снизилось с 62% до 54%, а количество тех, кто безусловно доверяет ему – с 38% до 30%. Если верить показателям ФОМ, в течение июня-августа количество граждан, полностью поддерживающих политику Путина, уменьшилось еще на 6%.
Произошло то, о чем Москву предупреждали еще в 2014 году. Аннексия Крыма, приправленная ударными дозами телевизионной пропаганды, стала для россиян геополитическим наркотиком. Но, добившись кратковременного политического эффекта, администрация Путина загнала себя в угол. На четвертый год войны против Украины и Запада у Москвы нет ресурсов, чтобы постоянно держать градус ура-патриотической истерики на высоком уровне. В 2014-2015 году некоторые сторонники режима, насмотревшись "аналитических передач" по государственным телеканалам, искренне ожидали развала Украины, "присоединения" к России юго-восточных областей страны, а также дальнейшего наступления Москвы на Беларусь и страны Балтии. Российский правящий класс хотел заставить власти США признать все постсоветское пространство территорией привилегированных интересов Москвы, навязать Вашингтону новую "ялтинскую сделку".
Начиная с осени-зимы 2014 года, Кремль и лично Путин побеждали исключительно в телевизоре. "Крымский рейтинг" российского президента удерживался за счет пропаганды, бесконечного потока "хитрых планов" и расходования золотовалютных резервов. Все непопулярные решения (повышение пенсионного возраста, увеличение налогов) отложили в связи с выборами президента. Позже их неудачно пытались замаскировать чемпионатом мира по футболу, матчи которого состоялись в ряде российских городов.
Но россияне устали от телевизионных "побед" на фоне очевидных проблем в экономике. Аннексия украинского Крыма имела оглушающий политический эффект по причине собственной универсальности. В "сакральный" полуостров поверили россияне с разным социальным и интеллектуальным уровнем. Даже часть российской либеральной оппозиции до сих пор изрекает мантру: "Кремлевский режим ведет антинародную политику, но Крым все равно наш!".
У "крымского наркотика" оказалась уйма побочных эффектов, усиленных санкциями США и ЕС. Россияне начали замечать, что внешнеполитические "победы" Кремля отражаются на благополучии каждого гражданина. Неуклюжие попытки окружения Путина отдалить его от темы пенсионной реформы лишь усилили негативный эффект. Общественность задает резонный вопрос: почему страна под руководством дальновидного президента, "присоединившего" Крым, начала жить хуже?
Падение рейтингов российского президента несет риски для крымчан и жителей материковой Украины. Москва может пересмотреть тактические планы в отношении нашей страны. Раньше российские власти делали ставку на смену власти в Украине на выборах президента и парламента в 2019 году. Но теперь администрации российского президента нужна "маленькая победоносная война". Самый очевидный вариант – военные провокации в Азовском море, где Москва фактически блокирует украинские порты. Российские чиновники и депутаты угрожают Киеву "последствиями", если СБУ, пограничная служба будут блокировать российские корабли в черноморских портах Украины. Россияне наращивают градус конфронтации в Азовском море, чтобы "пощупать штыком" Министерство обороны Украины и пограничную службу и выяснить, готовы ли западные союзники поддерживать Киев на море.
Дальше, вероятно, последуют обострение "террористической угрозы" в Крыму, поимка очередной группы "диверсантов", инсценировки террористических актов в курортных регионах, нагнетание антиукраинской истерии. Производными от этого можно назвать фабрикации уголовных дел за "экстремизм" в интернете. Кремль и "власти" региона заинтересованы в том, чтобы крымчане обсуждали все что угодно, но только не провал курортного сезона, острую нехватку воды, повышение цен, перебои с электричеством и прочие проблемы, порожденные российской аннексией.
Ирония ситуации в том, что Кремль в 2014 году не "спас" крымчан от боевых действий и разрухи. Напротив, подготовка к войне против Украины и стран НАТО стала основным смыслом существования «российского» Крыма.