holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Чудеса создаются руками


Всем известно, что Израиль разработал передовые с-х. технологии, продаёт их в другие страны, умудряется кормить не только себя, но даже поставлять продукты на экспорт.  В 1947 году эксперты ООН говорили, что эта земля может прокормить не более 800 тыс. человек. Сегодня их более 8 млн.

И это в стране, где земля красного цвета и постоянно приходится бороться за воду.

А климат - это особый разговор.

От самой северной точки страны до самой южной по прямой всего 420 км. А максимальная ширина - 100 км. Это в полтора раза меньше озера Байкал. И на этом клочке земли насчитывается 14 климатических зон!

Климат северной  части, Галилеи, составляющей примерно 1/3 Израиля, очень хороший. За год здесь выпадает до 800 мм осадков. Это приблизительно столько же, сколько в  Московской области. Только разница в том, что все эти осадки выпадают в течение пары зимних месяцев, за 30-40 дождливых дней. Значит, и дожди на севере страны бурные, мощные, приводящие к затоплению низин и наводнениям на больших площадях.

В центре страны – от Тель Авива до Беэр Шевы – годовое количество осадков резко уменьшается: от 600 до 200 мм. Ну, а южная треть страны – от Беэр Шевы до Эйлата – вообще входит в мировой пояс пустынь, поскольку вклинивается между Сахарой и Синаем с запада и Аравийским полуостровом с востока. В Эйлате почти никогда не бывает дождей, и среднегодовой уровень осадков 30 мм. Вот так резко падает количество дождей в Израиле при передвижении с севера на юг.

Вдоль побережья Средиземного моря идет Приморская долина. Ширина ее – от километра на севере до 30 км в центре страны. Затем начинается цепь предгорий, поднимающихся до 350 м над уровнем моря. А восточнее предгорий через всю страну с севера на юг протянулась горная цепь – Самария, Иудея и Негев. Горы высотой до 850 м в районе Иерусалима и до 1000 м в Хевроне. А за ними лежит самый глубокий на нашей планете провал, трещина в земной коре – часть огромного Сирийско-Африканского рифта – узкая расщелина Красного моря, и её продолжение на север - Мертвое море, Иорданская долина, Галилейское море (Кинерет). И бОльшая часть этого провала тоже пустыня.

На этом крошечном клочке земли расположено множество климатических зон: от горной на севере страны, средиземноморской на побережье, субтропической в районе озера Кинерет до африканской саваны к югу от Мертвого моря, солончаковых, каменистых и песчаных пустынь, болот и т.д. В каждой из этих климатических зон свои погода, влажность, средняя летняя и зимняя температура, количество осадков, фауна и флора. С точки зрения сельского хозяйства это абсолютно разные регионы, каждый из которых характеризуется своими уникальными возможностями.

На этом климатическом разнообразии основана главная особенность сельского хозяйства страны: разные культуры плодоносят здесь в разные сезоны. Нужно только трудиться: правильно обрабатывать почвы, вовремя сажать соответствующие культуры в нужных местах, и тогда можно будет собирать урожаи круглый год.

Чудеса - и сельскохозяйственные не исключение - не падают с неба. Если не будет упорного и грамотного труда, не помогут ни конёк-горбунок, ни щука, ни золотая рыбка. Чудеса, как писал А.С.Грин в "Алых парусах", создаются руками.

В тех районах, где бывают осадки, они начинаются после осеннего праздника Суккот (Кущей). Поэтому в конце праздника Суккот произносится специальная молитва о ниспослании дождя. Ведь чтобы вызрели зерновые культуры – пшеница, ячмень – нужно много воды. Обширные пшеничные поля находятся в районе Беэр Шевы, на границе пустыни, где выпадает 200-250 мм осадков в год. Не дай Бог, выпадет меньше, и все – засуха. После весеннего праздника Песах дождей обычно не бывает, но в этом году климат взбесился - дожди были даже в июне! Через семь недель после Песах начинается жатва, и праздник, посвященный этому, называется Шавуот (Недели).

От Песах до Суккот, то есть больше половины года, ярко светит солнце, небо ослепительно синее, нет даже намека на облака. Но зато рядом море. А это означает, что в Приморской долине высокая влажность воздуха. Ночью приходит прохлада, и выпадает обильная роса. Выпадает роса и в пустыне Негев из-за значительной разницы между дневной и ночной температурой. Для множества растений, например, для бахчевых культур и многих фруктовых деревьев, этой ночной росы достаточно. Поэтому в первый день праздника Песах произносится молитва о росе. И благодаря росе в течение всего лета поспевают различные фрукты.

А ближе к осени начинается сбор винограда. Самые ранние сорта созревают в жаркой пустыне. Чем выше в горы, тем позже собирают виноград. На высоком прохладном Хевронском нагорье виноград даже прикрывают от солнца, чтобы замедлить его созревание и выбросить его на рынок тогда, когда весь остальной виноград уже кончился.

А когда в горах собрали виноград и поставили зреть вино, пора уже пахать землю долины под зерновые.

Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастания свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно (Левит 26:3-5)

Все это так важно, что сбор урожая каждой культуры обозначается в иврите особым словом. Жатва пшеницы называется «кацир» - «срезание», «укорачивание». Сбор винограда «бацир» начинается с обрезания созревших гроздей и заканчивается изготовлением вина. «Катиф» - общее название сезона сбора фруктов. Для сбора многих плодов есть отдельные специальные слова: «масик» - сбор маслин, «гадид» - бананов и фиников, «арайя» или «киюц» - инжира. А завершает этот сезон «асиф», сбор последних плодов, который надо успеть закончить до первых дождей. Словом «асиф» называют также и завершающий сельскохозяйственный цикл осенний праздник Суккот.

С Шавуот – праздника жатвы – начиналось приношение первых плодов урожая в Иерусалимский Храм, и продолжалось оно до Суккот – праздника сбора фруктов. Приносились плоды семи видов, которыми славится Эрец Исраэль, «шиват а-миним»: пшеница, ячмень, инжир, финики, маслины, гранаты и виноград. Этот религиозный обряд превращал утомительный сельскохозяйственный труд в важнейшее сакральное действие. Он связывал неразрывными узами Землю Обетованную, людей, на ней живущих и Всевышнего, щедро одаривающего этих людей плодами этой земли.

Практически во всех странах рассеяния на протяжении почти двух тысяч лет евреям было запрещено владеть землей и заниматься крестьянским трудом. Кормились ремеслами и торговлей, но молитв о дожде и о росе не забывали. Главной идеей первых поселенцев, приехавших в Палестину в конце 19 века, стала работа на СВОЕЙ ЗЕМЛЕ. Что и заложило основу будущего еврейского государства. За 70 лет своего существования Израиль вырвался на первое место в мире по многим отраслям сельского хозяйства. Несмотря на все причуды климата.

С использованием материала www.bestisratour.com
Tags: Израиль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Альберт, ты прав!

    В журнале Nature опубликовано сообщение о том, что астрономы зафиксировали странные вспышки во время наблюдения за рентгеновскими лучами, которые…

  • Бокал ужина за вином

    Гора, вина хлебнув, и та пошла бы в пляс. Глупец. кто для вина лишь клевету припас. Ты говоришь, что мы должнв вина цураться? Взор! Это дивный…

  • Верные друзья под защитой закона

    Есть в Израиле Кфар-Канна, небольшой городок (буквальный перевод названия - "деревня Канна") с полностью арабским населением менее 23…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments