
Всем известно, что Израиль разработал передовые с-х. технологии, продаёт их в другие страны, умудряется кормить не только себя, но даже поставлять продукты на экспорт. В 1947 году эксперты ООН говорили, что эта земля может прокормить не более 800 тыс. человек. Сегодня их более 8 млн.
И это в стране, где земля красного цвета и постоянно приходится бороться за воду.
А климат - это особый разговор.
От самой северной точки страны до самой южной по прямой всего 420 км. А максимальная ширина - 100 км. Это в полтора раза меньше озера Байкал. И на этом клочке земли насчитывается 14 климатических зон!
Климат северной части, Галилеи, составляющей примерно 1/3 Израиля, очень хороший. За год здесь выпадает до 800 мм осадков. Это приблизительно столько же, сколько в Московской области. Только разница в том, что все эти осадки выпадают в течение пары зимних месяцев, за 30-40 дождливых дней. Значит, и дожди на севере страны бурные, мощные, приводящие к затоплению низин и наводнениям на больших площадях.
В центре страны – от Тель Авива до Беэр Шевы – годовое количество осадков резко уменьшается: от 600 до 200 мм. Ну, а южная треть страны – от Беэр Шевы до Эйлата – вообще входит в мировой пояс пустынь, поскольку вклинивается между Сахарой и Синаем с запада и Аравийским полуостровом с востока. В Эйлате почти никогда не бывает дождей, и среднегодовой уровень осадков 30 мм. Вот так резко падает количество дождей в Израиле при передвижении с севера на юг.

Вдоль побережья Средиземного моря идет Приморская долина. Ширина ее – от километра на севере до 30 км в центре страны. Затем начинается цепь предгорий, поднимающихся до 350 м над уровнем моря. А восточнее предгорий через всю страну с севера на юг протянулась горная цепь – Самария, Иудея и Негев. Горы высотой до 850 м в районе Иерусалима и до 1000 м в Хевроне. А за ними лежит самый глубокий на нашей планете провал, трещина в земной коре – часть огромного Сирийско-Африканского рифта – узкая расщелина Красного моря, и её продолжение на север - Мертвое море, Иорданская долина, Галилейское море (Кинерет). И бОльшая часть этого провала тоже пустыня.
На этом крошечном клочке земли расположено множество климатических зон: от горной на севере страны, средиземноморской на побережье, субтропической в районе озера Кинерет до африканской саваны к югу от Мертвого моря, солончаковых, каменистых и песчаных пустынь, болот и т.д. В каждой из этих климатических зон свои погода, влажность, средняя летняя и зимняя температура, количество осадков, фауна и флора. С точки зрения сельского хозяйства это абсолютно разные регионы, каждый из которых характеризуется своими уникальными возможностями.

На этом климатическом разнообразии основана главная особенность сельского хозяйства страны: разные культуры плодоносят здесь в разные сезоны. Нужно только трудиться: правильно обрабатывать почвы, вовремя сажать соответствующие культуры в нужных местах, и тогда можно будет собирать урожаи круглый год.
Чудеса - и сельскохозяйственные не исключение - не падают с неба. Если не будет упорного и грамотного труда, не помогут ни конёк-горбунок, ни щука, ни золотая рыбка. Чудеса, как писал А.С.Грин в "Алых парусах", создаются руками.
В тех районах, где бывают осадки, они начинаются после осеннего праздника Суккот (Кущей). Поэтому в конце праздника Суккот произносится специальная молитва о ниспослании дождя. Ведь чтобы вызрели зерновые культуры – пшеница, ячмень – нужно много воды. Обширные пшеничные поля находятся в районе Беэр Шевы, на границе пустыни, где выпадает 200-250 мм осадков в год. Не дай Бог, выпадет меньше, и все – засуха. После весеннего праздника Песах дождей обычно не бывает, но в этом году климат взбесился - дожди были даже в июне! Через семь недель после Песах начинается жатва, и праздник, посвященный этому, называется Шавуот (Недели).

От Песах до Суккот, то есть больше половины года, ярко светит солнце, небо ослепительно синее, нет даже намека на облака. Но зато рядом море. А это означает, что в Приморской долине высокая влажность воздуха. Ночью приходит прохлада, и выпадает обильная роса. Выпадает роса и в пустыне Негев из-за значительной разницы между дневной и ночной температурой. Для множества растений, например, для бахчевых культур и многих фруктовых деревьев, этой ночной росы достаточно. Поэтому в первый день праздника Песах произносится молитва о росе. И благодаря росе в течение всего лета поспевают различные фрукты.

А ближе к осени начинается сбор винограда. Самые ранние сорта созревают в жаркой пустыне. Чем выше в горы, тем позже собирают виноград. На высоком прохладном Хевронском нагорье виноград даже прикрывают от солнца, чтобы замедлить его созревание и выбросить его на рынок тогда, когда весь остальной виноград уже кончился.
А когда в горах собрали виноград и поставили зреть вино, пора уже пахать землю долины под зерновые.
Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастания свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно (Левит 26:3-5)
Все это так важно, что сбор урожая каждой культуры обозначается в иврите особым словом. Жатва пшеницы называется «кацир» - «срезание», «укорачивание». Сбор винограда «бацир» начинается с обрезания созревших гроздей и заканчивается изготовлением вина. «Катиф» - общее название сезона сбора фруктов. Для сбора многих плодов есть отдельные специальные слова: «масик» - сбор маслин, «гадид» - бананов и фиников, «арайя» или «киюц» - инжира. А завершает этот сезон «асиф», сбор последних плодов, который надо успеть закончить до первых дождей. Словом «асиф» называют также и завершающий сельскохозяйственный цикл осенний праздник Суккот.

С Шавуот – праздника жатвы – начиналось приношение первых плодов урожая в Иерусалимский Храм, и продолжалось оно до Суккот – праздника сбора фруктов. Приносились плоды семи видов, которыми славится Эрец Исраэль, «шиват а-миним»: пшеница, ячмень, инжир, финики, маслины, гранаты и виноград. Этот религиозный обряд превращал утомительный сельскохозяйственный труд в важнейшее сакральное действие. Он связывал неразрывными узами Землю Обетованную, людей, на ней живущих и Всевышнего, щедро одаривающего этих людей плодами этой земли.
Практически во всех странах рассеяния на протяжении почти двух тысяч лет евреям было запрещено владеть землей и заниматься крестьянским трудом. Кормились ремеслами и торговлей, но молитв о дожде и о росе не забывали. Главной идеей первых поселенцев, приехавших в Палестину в конце 19 века, стала работа на СВОЕЙ ЗЕМЛЕ. Что и заложило основу будущего еврейского государства. За 70 лет своего существования Израиль вырвался на первое место в мире по многим отраслям сельского хозяйства. Несмотря на все причуды климата.
С использованием материала www.bestisratour.com