holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Фонтанщики 28 Море и суша 6

К нам попал рекламный проспект фирмы Ред Адер, на котором изображена длинная стрела, подающая к горящей струе заряд взрывчатки. Американцы тушат огонь взрывом. Нас это не прельщает - мы тушим порошковой пушкой, и она нас вполне устраивает, к тому же нет проблем с хранением и транспортировкой взрывчатки. Но длинная стрела... В этом что-то есть.Полтавские фонтанщики (мингео) на Тенгиз37 пробовали применить длинную штангу с крючьями на конце, но она не очень хорошо себя показала. Конечно, в полевых условиях не очень разгонишься, возможности ограничены. Но мы имеем возможность создать нечто симпатичное в нормальной обстановке. И мы начинаем творить.
 
Получается что-то вроде верхней части башенного подъёмного крана со стрелой треугольного сечения. Стрела разделена на три секции для перевозки в кузове КамАЗа, потому что её общая длина 12,5м. Она выполнена из труб, через которые пропускается вода от пожарного насоса, на передних концах труб установлены распылители НРТ для создания дождя в зоне работы. Стрела поднимается и опускается тросами с приводом от трактора, который толкает её сзади. Впереди может надеваться нож бульдозера и клык для рыхления спёкшегося грунта. То есть, этой штукой, которую с Витиной подачи окрестили "динозавром" за длинную шею, можно рыхлить грунт, отгребать его от устья, осуществлять растаскивание и даже подавать превенторную сборку при наведении. Вся конструкция смонтирована на гусеничной тележке ТГТ-10 грузоподъёмностью 10 тонн, которую Рымук, пользуясь своими связями с нашими соседями, раздобыл в УБР.
   Собирали динозавра во дворе части, потому что этот зверь не помещался в цехе. Я узнал об этом процессе, когда основная сборка подходила к концу. Во дворе я увидел чудовище, по которому лазил Храпов, монтируя талевую систему, а внизу возились ещё несколько человек. Я слегка опешил от этого зрелища, потому что одно дело - нарисовать всё в уменьшённом виде и поставить размер "12000", а другое - увидеть эти 12000 в натуральную величину.
   У нас нет тракторов, и поэтому испытания провели в оперативном отряде, возле забора УБР.Подошёл тракторист, видно было, что ему интересно, что это за зверя мы привезли. Прицепили сзади трактор, подключили его лебёдку к к нашей талевой системе.Опустили стрелу и для начала надели на неё клык. Рымчук спросил, может ли тракторист вывернуть всю систему параллельно забору. Тракторист бодро ответил, что проблем нет, и лихо выполнил манёвр. Потом он включает лебёдку трактора и опускает стрелу. Стрела опускается своим весом до земли, и трактор тянет динозавра назад.Клык оставляет в земле глубокую борозду. Ещё раз! Стрела поднимается, динозавр едет вперёд и потом углубляет борозду ещё больше. Теперь мы хотим испытать нож бульдозера, но Рымчук прекращает испытания - он боится, что в УБР поднимут скандал, ведь мы вспахали их территорию.

; Диалектика утверждает, что количество переходит в качество. Наверное, она права, потому что у меня присходит что-то подобное. Постепенно накопились конструкции, позволившие задуматься оь одной нерешённой проблеме: высадка на покинутую платформу в шторм.  О создании каких-либо специальных плавсредств не может быть и реи. Когда-то давно я думал о создании плавающей энергетической установки для питания энергией механизмов на покинутой платформе, где остановлены дизель-генераторы.  Но нам сказали: "Ребята, а человек возле дизеля на вашей плавучей электростанции стоять будет? Да? До свидания! Это уже плавсредство, а для его проектирования требуется, чтобы ваша организация имела на это специальное разрешение". Получается, надо использовать корабль, скорее всего, судно-снабженец.  Судно причалит в шторм (кочерга!). Потом с него выстрелит пушка, которая забросит на платформу якорь (тросомёт!). Лебёдка на судне потянет трос назад, якорь обязательно за что-нибудь зацепится. Чтобы трос не оборвался и оставался в натянутом состоянии в условиях качки, лебёдка должна передавать вращение своему барабану через фрикцион - вот этого у нас нет, надо сделать, но это просто. Дальше: по тросу должен забраться на платформу человек. Его надо снабдить жумарами - это такие эксцентриковые приспособления, которые надеваются на обувь подобно шпорам; они позволяют перемещаться по канату только вверх, вниз они заклиниваются. эти штуки хорошо известны альпинистам, он описаны в литературе. К поясу "альпиниста" надо пристегнуть страховочный трос, чтобы, в случае чего, вытащить его из моря. Кроме того, верхняя часть тела должна быть пристёгнута карабином к несущему тросу, чтобы разгрузить руки от веса тела. Когда он достигнет палубы, к свободному концу страховочного троса на снабженце привяжут маленькую лебёдку (тросомёт!), и "альпинист" подтянет её к себе на скользящем карабине.  Теперь налажена подвесная дорога, по которой можно поднять на палубу грузы, людей в корзине - в общем, всё необходимое. Мы консультировались об этом с капитаном судна-снабженца. Он сделал одно существенное замечание, а потом сказал:
   - Ребята, я не знаю ваших аварийных дел. Но, если вы сумеете такое сделать, я вам в ноги поклонюсь. Я же тогда смогу в любую погоду вахту менять!
   К сожалению, это всё осталось в мечтах, потому что морское бурение вскоре опять передали  миннефтепрому.

                                                                                       * * *
У нас в части освоили изготовление шаровых кранов для больших давлений. Работы шли долго и мучительно, окончание их выпало на долю Меерсона. Именно он создал окончательные рабочие чертежи. Больше всех с кранами намучился Храпов. Шар крана должен иметь большое осевое отверстие, быть зеркально полированными иметь высокую твёрдость. Но призакалке, из-за этого самого отверстия, геометрия шара нарушалась, что совершенно недопустимо. Храпов, отчаявшись,
уже хотел разместить заказ на каком-нибудь заводе, но технологи, увидев отверстие в шаре, категорически отказывались. Но Храпов, в конце концов, нащупал технологию, и краны пошли. Потом были освоены краны на ещё большие давления.
   В это время Украина испытывала большие трудности с задвижками, потому что их поставки из России после развала СССР прекратились. Задвижки были шиберного типа и выходили из строя после нескольких срабатываний.
   Наше начальство поставило задачу: создать задвижку на базе шарового крана. Решение этой задачи поручили мне. Это было не чересчур сложно. Корпус был расположен на плите, на которой располагался рычажно-винтовой привод, закрытый кожухом - эксплуатация будет в атмосферных условиях, зимой и летом. На плите располагались упоры для ограничения рычага в начале и конце поворота. Материалы я подбирал такие, которые меньше подвержены коррозии. В общем, имея готовый шаровой кран, надо было только добавить к нему удобное и надёжное управление.
На фото:
Фонтанная арматура с пятью шаровыми   задвижками  
  Изготовили три опытных образца и отдали в эксплуатацию на полгода. Через полгода нам сообщили, что задвижка работает, претензий и замечаний нет.
    Я знаю, что несколько лет задвижки продолжали
изготавливать в больших количествах, ведь на каждой скважине их ставят по несколько штук. Но это было не при мне - я уже был в Израиле.
                                                           
                                                            
                                                       Аварийно-дорожная.
                                        Опять под нами вертятся колёса,
                                        За окнами ныряют провода.
                                        Куда с тобою нас опять забросит
                                        Лихая аварийная судьба?
                                        Есть много гиблых мест на белом свете,
                                        А нас сюда дорога привела.
                                        Подайте на тарелочке в буфете
                                        Мне 200 грамм домашнего тепла.
                                        Наш быт суров, как линия прямая:
                                        Мы завтракаем чаем по утрам,
                                        Носки стираем и песок глотаем,
                                        И ловим взгляды проходящих дам.
                                        А жизнь идёт - она всегда в движеньи -
                                        И нас не отпускает на покой.
                                        Непросто новой техники рожденье -
                                        Ребёнок наш и сложный, и большой.
                                        Так будет до конца, хоть плачь, хоть смейся,
                                        Хоть втихомолку жалуйся судьбе.

                             πD2 стучит углами в рельсы,
                                       А жизнь всё бьёт ключом (по голове).
                                       Не скажут нам "спасибо", не похвалят.
                                       Мы от наград и славы далеки.
                                       Когда-нибудь нам памятник поставят
                                       За то, что не ушли мы в мясники.

Tags: фонтанщики
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Нерушимой стеной, обороной стальной

    Вещество - это концентрированная энергия, говорит наука. На снимке - доказательство этого положения: энергия дрожи Великого Всероссийского…

  • Ваша честь, Вы судите призрак

    Если на клетке со слоном увидишь надпись "тигр" - не верь глазам своим. Козьма Прутков Если, посмотрев на это фото, вы подумали, что…

  • Проверенным путём

    Активисты организации BYPOL, предоставляющие помощь правоохранителям Беларуси, уволившимся из органов за помощь демонстрантам, опубликовали запись с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments