?

Log in

No account? Create an account
holonist [userpic]

Символ Киева. Окончание

April 3rd, 2018 (01:54 am)

                              Начало

                  Предание нарекло Ольгу Хитрою,
                  церковь – Святою,
                  а история – Мудрою.



Лишь два европейских государства могли в те годы соперничать с Русью в значении и мощи: на востоке Европы — Византийская империя, на западе — королевство саксов, а так как княгиня была еще и хитрым политиком, то получить в союзники такую мощную соседку как Византия было бы весьма дальновидно.

Византия была не прочь подмять Русь под себя. Русь же пыталась и отстоять свою независимость, и установить теснейший союз с Византией, но такой, в котором она заняла бы равное положение. Но достичь этого можно было только принятием христианства, ибо в те времена доверие между государствами Европы устанавливалось на основе религиозной общности. Был и ещё один момент: укрепление центральной власти психологически требовало перехода от язычества к монотеизму.

Взяв с собою особо знатных мужей и купцов, княгиня Ольга летом 957 года отправилась с большим флотом в Царьград.

Это было мирный поход, но политические соображения требовали, чтобы он стал одновременно проявлением военного могущества Руси на Черном море, что напомнило бы гордым «ромеям» о победоносных походах князей Аскольда, прибившего свой щит на вратах Цареграда, и Олега.

Ольга была принята в Цареграде с великой честью. Княгиня приняла христианство в храме Святой Софии — главном соборном храме Вселенской Церкви того времени. При этом она получила как бы благословение на апостольскую миссию в своей земле. Таинство её крещения совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а император Византии Константин Багрянородный стал ее крестным отцом.

В крещении Ольга приняла имя Елены в честь матери императора Константина, княгиня получила  от императора также титул «дочери», ставящий Русь в самый высокий ранг дипломатической иерархии государств после самой Византии. Ольга с блеском добилась выполнения задачи.

Патриарх вручил княгине животворящий Крест Господень. Спустя много лет этот крест был поставлен в Киевском Софийском соборе. Он имел такую надпись: «Обновилась Русская земля для жизни в Боге через святое крещение, которое приняла благоверная великая княгиня Ольга».

Княгиня воздвигла храм св. Николая над могилой Аскольда, первого киевского князя—христианина, и заложила деревянный собор во имя Святой Софии. С проповедью веры Ольга отправилась на родной Север. У реки Великой её посетило видение: будто с неба сходят «три светлых луча», после чего на этом месте Ольга повелела поставить церковь во имя Святой троицы (кстати, особое почитание праздника Троицы на Руси как раз идет с легкой руки Ольги). Произошло основание нового города Руси – Пскова.

Слева - Аскольдова могила в Киеве.  Справа - храм Св. Троицы в Пскове (первый был деревянный и сгорел).

Но Святослав не воспринимал христианство. Его больше интересовали ратные труды, да и дружина его вряд ли восприняла бы новую веру.  Святослав прожил недолгую жизнь, но успел разгромить хазарский каганат, ослабить волжских булгар,  почти разгромил Болгарию.

Когда Киев осадили печенеги, он прибыл на помощь и потом уже оставался там - Ольга просила не оставлять её до смерти.

Дело Ольги по христианизации Руси завершил внук - Владимир, которого она воспитала в соответствующем духе, пока Святослав добывал честь и славу.

В 969 г княгиня Ольга скончалась. Святослав исполнил сыновний долг до конца. Он не только остался у постели умирающей, но похоронил её по христианскому обычаю — так, как просила Ольга.

Князь Владимир Святославич в 1000 году повелел перенести останки княгини Ольги в Десятинную церковь и положить в каменный саркофаг.

В 1547 году Ольга была канонизирована. Только шесть женщин в христианской истории удостоились этой чести — лика равноапостольных. И среди них она — единственная русская — княгиня Ольга. Первая русская святая.

Во время нашествия татар на Киев в 1240 году мощи Ольги были сокрыты в церкви, а потом, в XVII веке, согласно преданию, вновь открыты знаменитым киевским митрополитом Петром Могилой, проводившим раскопки Десятинной церкви и построившим на ее месте небольшой храм. В нем они и почивали до начала XVIII столетия, когда, по неизвестной причине, были окончательно утеряны.

С частичным использованием salik.biz