holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Как Маркс и Спенсер победили Маркса и Энгельса


С родоначальником коммунизма, помимо фамилии, его роднило еврейское происхождение и изрядная доля авантюризма в крови. Он словно путал следы: даже год рождения основателя империи Marks & Spencer неизвестен – в разных документах он указывал 1859-й, 1863-й или 1864-й. Кем были его родители? Тоже загадка. Как его звали в родном Слониме: Мойше, Михоэль или Менахем? Уж точно не Майклом, как в Соединенном Королевстве, куда он прибыл в 1875-м или 1878-м, а может, и в 1882-м.

Дальше в судьбе Маркса был портовый город Хартлпул, затем случайная работа в компании Barran в Лидсе, а потом – коробейный промысел в Западном Йоркшире. Как можно «подняться» на копеечной торговле вразнос? У Карла Маркса не было ответа на этот вопрос, но Майкл Маркс его нашел. Звучал он просто: «Всё по одному пенни» – и тогда это было поистине революционный маркетинговый ход. Он помог начинающему бизнесмену «убить сразу двух зайцев»: этот слоган привлекал всё новых покупателей, а также избавлял юного Майкла от необходимости общаться с ними – ведь с языком Шекспира у недавнего иммигранта были еще большие проблемы.

В 1884-м Майкл одалживает у одного из своих поставщиков-евреев пять фунтов – немаленькая сумма для того времени. На эти деньги креативный торговец арендует лавку на Kirkgate Market в Лидсе – сегодня это крупнейший крытый рынок в Европе. И в лавке выкладывает весь ассортимент своих товаров, дабы клиент мог самостоятельно выбрать, что ему по душе – еще одно ноу-хау для того времени, когда всё лучшее традиционно прятали в подсобку. А на двери Майкл вешает табличку «Вход свободен» – сегодня это выглядит странно, но в конце XIX века право на свободный вход в магазин не воспринималось как должное. Эти маркетинговые ходы предопределили будущий успех Майкла Маркса.

В 1886-м он женится на соплеменнице Ханне Коэн – тоже эмигрантке из России. Супруги постепенно расширяют ассортимент своей лавки и, помимо привычной галантереи – пуговиц, расчесок и булавок, Марксы предлагают своим покупателям наборы для шитья. Они оказались незаменимой вещью в эпоху, когда большинство горожан сами латали, а то и шили свою одежду. К 1890 году у Марксов было уже пять лавок – сегодня сказали бы «минимаркетов».

В 1894-м он знакомится с бухгалтером Томом Спенсером, ставшим на всю жизнь его главным партером в бизнесе. Том вложил в общее дело 300 фунтов – целое состояние по тем временам. Однако главное, что принес Спенсер – не деньги, а прямые связи с поставщиками, и это позволило партнерам снизить розничные цены, демпинговать на рынке и захватить изрядную его долю.

Наконец, в 1897 году Маркс и Спенсер открывают большой магазин в Манчестере – прообраз современного торгового центра, в котором можно купить абсолютно все. Работают они «по Карлу Марксу» – недорогой товар, но достойного качества и в широком ассортименте. К началу XX века у партнеров было уже 36 лавок и 12 магазинов в Лондоне, Манчестере, Бирмингеме, Ливерпуле, Шеффилде и других крупных британских городах.

В 1904-м Спенсер вышел из бизнеса, заработав на инвестиции в 300 фунтов целое состояние, купил большую ферму, где и провёл остаток дней. Именно что остаток – через год Том Спенсер умер. Майкл Маркс пережил своего партнера ненадолго и скончался в последний день 1907 года от сердечного приступа на пороге одного из своих магазинов в Манчестере. Бизнесмену не было и пятидесяти.

Он оставил в наследство своему сыну 60 фирменных магазинов Marks & Spencer по всей Британии. В 1916 году пришлось спешно менять стратегию бизнеса. Основным ассортиментом в 145 магазинах компании стали еда и одежда. Но главное – Саймон категорически отказался от закупок у оптовиков и стал работать напрямую с производителями. Рядовые покупатели от этого по факту выигрывали – цены в магазинах Саймона были ниже, но английскую торговлю из-за этого несколько лет сотрясали скандалы – против такой торговой стратегии восстала Британская ассоциация оптовиков. Однако ничего у этих «кровососов» не вышло – справедливость по Марксу восторжествовала. Саймону удалось отстоять право магазинов закупать товары напрямую у производителей и тем самым сотворить настоящую революцию в британской торговле.

В 1920-е Саймон пошел на новый маркетинговый ход с ярко выраженным патриотическим уклоном – с полок всех магазинов компании исчезают товары, произведенные за пределами Соединенного Королевства. Этот ход позволил привлечь в магазины большое число консервативно настроенных британцев. Впрочем, недоброжелатели увидели в этой патриотичной стратегии попытку еврея Маркса еще сильнее укорениться в британском обществе и прослыть большим англичанином, чем сами англичане. Тем более что впоследствии у него это получилось – Саймону был пожалован титул барона Бротонского, он также стал одним из пэров Соединенного Королевства.

Саймон Маркс вообще любил размах: его усилиями в 1930-м в центре Лондона открылся флагманский магазин компании – универмаг Marble Arch. Он ежедневно наведывался в магазин, лично изучая предпочтения покупателей и отдавая указания персоналу. Возможно, именно благодаря столь плотной опеке владельца Marble Arch со временем попал в «Книгу рекордов Гиннесса» как магазин с наибольшей выручкой на единицу площади.

При этом бессовестным эксплуататором Саймона тоже не назовешь. Он, конечно, не разделял радикальные воззрения своего великого однофамильца, но относился к персоналу невероятно гуманно и любил повторять: «Всегда лучше дать сотрудникам больше положенного, чем недодать». Уже в 1933-м работники Marks & Spencer питались в субсидированных столовых, бесплатно лечили зубы, могли подстричься в фирменной парикмахерской и даже провести выходные в загородном кемпинге за счет компании – и это было революционное отношение к персоналу для того времени.

В 1948-м Саймон одним из первых в Британии начал внедрять в своих магазинах систему самообслуживания. Поначалу она была столь непривычна для англичан, что пришлось даже выпустить специальную брошюру с подсказками, как освоить новую схему шоппинга. Но постепенно система самообслуживания прижилась и распространилась на другие британские сети.

К середине 1950-х годов Marks & Spencer предлагает уже более трёх сотен различных моделей одежды, а слоганом компании становится фраза «Клиент всегда прав!», перелицованная потом советской торговлей. Сэр Саймон к тому времени – гуру английского ритейла, один из ведущих британских бизнесменов, патрон и доктор многих колледжей и университетов, а также – не лишенный еврейских сантиментов сионист. Еще в годы Первой мировой войны он познакомился с Хаимом Вейцманом – выдающимся британским химиком, который станет первым президентом Израиля. А в зрелые годы Маркс был близок к первому премьер-министру еврейского государства Давиду Бен-Гуриону – история сохранила их фото, сделанное в 1949-м в Тель-Авиве.

Исраэль Шифф, доводившийся Саймону шурином, также был дружен с Вейцманом – он познакомился с ним в бытность студентом Манчестерского университета, где преподавал тогда будущий израильский президент. Собственно, политическая активность этой троицы – Вейцмана, Маркса и Шиффа – сделала Манчестер центром сионистского движения Великобритании. А в 1918-м именно Исраэль Шифф был секретарем делегации Сионистской комиссии, которая отправилась в Палестину, чтобы подготовить почву для реализации только что принятой Декларации Бальфура. Уже в 1934-м на средства Шиффа при поддержке Саймона в Реховоте был создан Исследовательский институт, получивший позднее имя Вейцмана и ставший одним из сильнейших научно-исследовательских центров в мире.

Неудивительно, что в 1964 году, когда барон Саймон Маркс Бротонский скончался, именно Исраэль Шифф взял в свои руки бразды управления компанией. Впрочем, ненадолго: в 1967-м эстафету подхватывает брат Исраэля – Тедди, являющийся вице-президентом Британской сионистской федерации. Именно в его дом в 1973 году ворвётся самый опасный террорист мира – Карлос Шакал, ангажированный Народным фронтом освобождения Палестины. Обнаружив хозяина в ванной, Шакал выстрелил из своего «Макарова» и бежал, но, к счастью, пуля лишь слегка задела Тедди.

Самые тесные связи с Израилем поддерживал, вероятно, Маркус – сын Исраэля Шиффа. Демобилизовавшись после Второй мировой из британской армии в звании полковника с Орденом Британской империи на лацкане, Маркус собирался идти в семейный бизнес, но не смог отказать Бен-Гуриону и стал советником министра обороны по транспорту и логистике. Во многом благодаря усилиям Маркуса Шиффа стали возможны поставки оружия в молодое обороняющееся еврейское государство.

Второй приход Маркуса в политику должен был случиться в 1974-м, когда министр иностранных дел Великобритании Джеймс Каллаган предложил ему должность посла в Израиле, но тот отказался, предпочтя руководство компанией. И достиг в этом немалых успехов: при нем магазины Marks & Spencer впервые вышли за пределы Британских островов и открылись в крупнейших европейских городах – Париже, Брюсселе, Лионе, Дублине и многих других. А в 1980-м магазин на бульваре Османа в Париже даже побил национальный рекорд Франции по выручке на единицу площади.

Магазины Marks & Spencer в Европе и Азии стали олицетворять и символизировать британский стиль. И 6 мая 1985 года премьер Маргарет Тэтчер не без удовольствия процитировала заголовок одной из утренних газет: «Маркс и Спенсер победили Маркса и Энгельса».

В 1998-м Marks & Spencer стала первой британской сетью, чья прибыль достигла миллиарда фунтов – это был звездный час компании и начало конца. Британские производители больше не могли конкурировать с производителями из стран третьего мира. Даже в Великобритании, где сеть стала чем-то вроде национального достояния, было зафиксировано снижение продаж. Компании пришлось закрыть несколько десятков магазинов в Британии и странах континентальной Европы. И хоть компания до сих пор не вышла из крутого пике, она по-прежнему остается крупнейшим британским производителем одежды и самой большой торговой сетью в стране – около 1000 магазинов, большинство из которых, правда, уже продуктовые. Но в мире она продолжает олицетворять старую добрую Англию, в которую так удачно «вписался» предприимчивый еврей из Слонима.

Автор  Михаил Гольд
Tags: разное
Subscribe

  • Невидимые старики

    Самое страшное в старении то, что ты становишься невидимым. Пока ты молод, ты что-то из себя представляешь: ты красив, уродлив, силен,…

  • Рядовой Вася

    Вася - пёс древней породы кане-корсо. Порода была известна ещё в древнем Риме, была под угрозой исчезновения, но её удалось восстановить. В эпоху…

  • Что такое дьявол?

    Венгерский художник Тивадар Костка Чинктвари написал картину "Рыбак". Если приложить зеркало к середине картины и получить удвоенные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments