?

Log in

No account? Create an account
holonist [userpic]

Здание управления ЮЖД

November 15th, 2017 (07:57 pm)


Если вы, приехав в Харьков по железной дороге, не собираетесь ехать дальше на метро, то выйдете на привокзальную площадь и  справа увидите большое шестиэтажное здание, которому  исполнилось уже более ста лет.

Это здание Управления южной железной дорогой. Почему южной? Да потому, что названия давали в столице империи - Москве, а для московских чиновников Харьков был югом. Ну, так же, как  завод в Днепре по производству ракет назвали Южмаш.

Южная железная дорога была очень значимой для империи. Она обслуживала территорию нескольких губерний с населением около 20 млн. человек, где располагалось около 1000 заводов. Большинство  перевозок север-юг в европейской части осуществлялись ею.  Харьковский ЖД узел уступал по мощности только Московскому и Петербургскому. Протяжённость дороги  - 3000 км. А вот управление этой громадиной осуществлялось из 19 разбросанных по городу снимаемых в аренду домов.

Привокзальная площадь в середине XIX век называлась Архиерейская левада и была почти болотом. В 1869 году тут построили первый вокзал, В 1901 его расширили. А во время Второй мировой войны (Харьков дважды переходил из рук в руки) вокзал был разрушен. Кто его знает, когда бы его восстановили, но повезло - вождь всех времён и народов, который не летал самолётами, ехал куда-то на юг через Харьков. Тут поезд сделал техническую остановку. Сталин вышел из вагона, и невзначай обронил: "Я помню, раньше в Харькове был хороший вокзал". Понятно, что последовало, да? В 1954 году город получил новый шикарный вокзал с двумя башнями высотой 42 метра., На южной  имеются часы, диаметр циферблата которых около 4 метров. Главный зал украшен скульптурами и росписями. На юг и север от него отходят дополнительные залы.

Управление ЮЖД в начале XX века насчитывало 2300 человек. Но иногда один отдел размещался в трёх отдалённых друг от друга домах! На наем 19 помещений с затратами на содержание городских телефонов, сторожей, рассыльных, плате городу за электричество тратилось 157 000 рублей в год.

Было принято решение построить на привокзальной площади здание управления. Об этом писал журнал "Зодчий" в 1912 году.

Архитекторам были  академик архитектуры А.И. Дмитриев и Д.С.Ракитин. Так сообщал журнал. Но Дмитриев и Ракитин запротестовали и написали письмо в "Зодчий".

«К проекту дома управления Южных железных дорог.»
В № 40 "Зодчего" за 1912 год помещено описание проекта здания управления Южных железных дорог в г. Харькове, подписанное составителями проекта А.И.Дмитриевым Д. С. Ракитиным.
В виду того, что в составлении эскиза плана принимал деятельное участие инженер путей сообщения Владимир Александрович Глазырин, имя его должно быть присоединено к именам, подписавших статью, тем более, что подпись В. А. Глазырина имелась на эскизе, представленном на заключение технического совещания управления жѳлезных дорог и одобренном именно в этом варианте.
Настоящее письмо просим напечатать в ближайщем № "Зодчего» в дополнениѳ к статье, помещенной в № 40 "Зодчего" за сентябрь 1912 г.
А.И.Дмитриев
Д.С. Ракитин»
Да, тогда у инженеров были высокие понятия о чести.

Итак, проект был утверждён, деньги выделены. Строил здание  тот самый инженер-строитель Ротерт, который позже, уже при советской власти, будет главным инженером строительства Госпрома.

Эта шестиэтажная громадина полезной площадью 30 000 кв.м , состоящая из четырёх наружных и трёх внутренних корпусов с пятью внутренними двориками была построена всего за два года и сдана 1914 году.

Не знаю, считал ли кто-нибудь вес этого здания. Но понятно, что он не маленький. А на месте привокзальной площади было, как я писал вначале, чуть ли не болото. Ну, и как же такой грунт уже сотню лет выдерживает здание?

Ещё во II веке древние славяне строили вдоль притоков Днепра для защиты от набегов степняков неприступные для конницы укрепления, называемые "змиевы валы". Часть этих сооружений дожила до наших дней. Это были земляные насыпи, внутри которых укладывали обожжённые сосновые брёвна.

Здание управления ЮЖД (точнее, его фундамент) стоит на обожжённых сосновых сваях.

В 1975 году в Харькове была запущена первая линия метро. В её состав вошла станция "Южный вокзал". Войти на станцию можно из разных входов. Один из них, через подземный переход, находится рядом с зданием управления ЮЖД. Строителям метро поручили подкопаться под фундамент и проверить состояние свай. Оказалось, что всё в порядке.

Древние славяне знали, что делают.