?

Log in

No account? Create an account
holonist [userpic]

Башенное, огонь!

February 6th, 2018 (06:15 pm)


Китайский большой десантный корабль Хайяншань типа 072-III получил необычное вооружение. Предположительно, это рельсотрон.

Так называют электромагнитное орудие, разгоняющее снаряд т.н. "силами Ампера", теми самыми, которые заставляют вращаться ротор (якорь) любого электродвигателя.  Только в орудии эти силы двигают снаряд прямолинейно.

Первое орудие такого типа построили французские инженеры Фашон и Виллепле ещё в 1916 году.  Опытный образец разгонял 50-граммовый снаряд до скорости 200 м/сек. Сегодня рельсотроном занялись потому, что возможности порховых зарядов для стрельб достигли своего предела: по мнению специалистов, такой метод может разогнать снаряд до скорости не более 2500 м/сек.

В 1970-х годах рельсотрон был спроектирован и построен в  Австралии Джоном П. Барбером из Канады и его научным руководителем Ричардом А. Маршаллом из Новой Зеландии

Схематично работа рельсотрона изображена на рисунке.  Между двумя  медными посеребрёнными трубками ("рельсами") выстреливается пороховым зарядом или сжатым воздухом снаряд, который должен быть по возможности максимально лёгким. На рельсы подаётся мощный  электрический импульс  от большой конденсаторной батареи, которая предварительно заряжается от дизельгенераторов. Между рельсами сразу за снарядом создают электрическую дугу, которая движется вдоль рельсов, быстро набирая скорость. Материал хвостовой части снаряда от высокой температуры начинает испаряться, создавая дополнительную реактивную силу.  Понятно, что электрическая цепь при этом работает в режиме короткого замыкания, подобно тому, что происходит при электросварке.

Пока на практике удавалось достичь скорости снаряда 3,6 скорости звука ( около 1200 м/сек). Снаряды, используемые в рельсотронах, не несут взрывчатых веществ, они только пробивают дыры, но имеют  большую скорость. Скорость очень важна , так как кинетическая энергия , как известно, равна mV^2/2, т.е. снаряд вдвое меньшей массы , но имеющий вдвое большую скорость, имеет пробивную способность вдвое больше.

Испоьзование рельсотронов  на кораблях имеет ряд преимуществ:
- повышается живучесть судна благодаря отсуствию могущих взорваться снарядов;
- можно увеличить боекомплект, т.к. снаряды стали намного меньше;
- дальность огня увеличивается до 200 км, правда, на таком расстоянии невозможно попасть в цель неуправляемым снарядом, но можно вести огонь "по площадям";
- высокая скорость снаряда позволяет использовать рельсотрон в системе ПВО;
- рельсотрон можно использовать для тактической противоракетной обороны для перехвата неуправляемых ракет;
- стимость выстрела из рельсотрона - около $25.000, а стоимость запуска аналогичной по дальности ракеты морского базирования - окло $1 млн.

Есть и недостатки, как это всегда бывает. Пробиваемость и воздействие в целом при попадании не превышает показатели артиллерии средних калибров (скорость в несколько раз больше, но масса в несколько раз меньше, взрывчатого вещества вместо многих килограмм — ноль, единственная разница — в росте дальности из-за сочетания массы, скорости и, в первую очередь, сократившихся размеров, что снижает аэродинамическое сопротивление).

В 2005 году ВМС США запустили программу по разработке рельсовых орудий.  В 2008 году было продемонстрировано орудие с дульной скоростью 2520 м/с (9000 км/час). В 2010 г было проведено успешное испытание рельсотрона с массой используемых в тестах снарядов между 2 и 3,2 кг. Серийный образец этой системы должен иметь дальность стрельбы до 180 км, а в перспективе — до 400 км.

К 2020 году эти орудия должны поступить на вооружение строящихся в США эсминцев типа «Замволт».

По данным первого зампреда комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франца Клинцевича, работа по созданию электромагнитной пушки (рельсотрона) активно ведётся и в России, но кроме этих слов никаких фактов пока не было.

Китайцы изобрели порох; похоже, они его и похоронят.